Язык музыки. XVIII век
Клуб «Виртуальный концертный зал»
Видеотрансляции концертов
Камерный зал Дворянского собрания
Онлайн-трансляция из Концертного зала им. П.И.ЧайковскогоАвторы и ведущие цикла:
Ярослав Тимофеев
Мария Холкина
Государственный академический камерный оркестр России
Дирижёр - Фёдор Безносиков
Вступительное слово – заслуженная артистка России Елена Романова
В программе:
А. Витали. Соната для скрипки, виолончели и basso continuo ре минор «Фолия», соч.4 № 12
Д. Циполи. «All’Elevazione» № 2 для органа до мажор
И. С. Бах. Речитатив и ария альта «Ach Golgatha… Sehet, Jesus hat die Hand»
Речитатив Евангелиста «Und bald lief einer unter ihnen» и хорал «Wenn ich einmal soll scheiden» из оратории «Страсти по Матфею»
Г. Ф. Гендель. Ария Юлия Цезаря «Empio, diro, tu sei» из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
К. Бек. Симфония фа мажор, соч.3 № 1 (Финал)
Й. Гайдн. «Детская симфония» для двух скрипок, basso continuo, семи игрушек и ударных (финал)
В. А. Моцарт. Ария Керубино «Non so più» из оперы «Свадьба Фигаро»
Симфония № 40 (I часть)
Хор «Lacrimosa» из Реквиема
Л. В. Бетховен. Симфония № 1 до мажор, соч. 21 (финал)
Кант «Радуйся, Росско земле!»
После знакомства с фонетикой и грамматикой музыкального языка пришло время погрузиться в этимологию: финальный сезон проекта посвящён трем ключевым столетиям в истории классической музыки.
Любой язык непрерывно обновляется, поэтому два русскоязычных ребёнка, родившихся в 1700 и 2000 году, едва ли поняли бы друг друга. Язык музыки и в этом отношении оказывается самым универсальным: современный человек может воспринять смысл, эмоциональный рельеф и звуковые краски произведений трёхсотлетней давности — для этого необходимо лишь немного узнать о культуре того времени и внимательно прислушаться.
Восемнадцатое столетие вместило в себя расцвет двух эпох — барокко и классицизма — и принесло нам трёх богов классической музыки: Баха, Моцарта и Бетховена. На концерте планируется реконструировать первое крещендо в истории человечества, устроить импровизацию на органе, узнать о музыкальных вкусах Петра Первого, изучить барочное искусство воздействия на психику и узнать, что аплодировать между частями произведения совершенно необходимо.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и «Хованщина» в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
Тульская областная филармония участвует в федеральном проекте «Всероссийский виртуальный концертный зал» с 2016 года. А с 2021 года виртуальный концертный зал приобрёл новый – клубный – формат, предполагающий не только онлайн-трансляцию и просмотр видеозаписей самых интересных концертов из залов Московской государственной филармонии, но и неформальное общение с аудиторией. В качестве ведущих клубных встреч и модераторов дискуссии выступают профессиональные музыканты – артисты Тульской филармонии.
За 15 минут до начала трансляции – вступительное слово заслуженной артистки России Елены Романовой.