![Доступно по пушкинской карте](/local/templates/filarmonia/components/bitrix/news/events/bitrix/news.detail/.default/images/pushkin_card.png?2)
Шедевры мировой хореографии. «Шопениана» и «Пахита»
Концертный зал филармонии
Московский театр «Классический балет XXI век»В главной партии - заслуженная артистка России Елизавета Небесная
В программе:
«Шопениана». Балет в одном действии. Музыка Ф. Шопена. Хореография М. Фокина в редакции Е. Небесной.
«Пахита». Балет в одном действии по мотивам новеллы М. Сервантеса «Цыганочка». Хореография М. Петипа в редакции театра.
Продолжительность: 2 часа (с антрактом).
Шопениана» – один из самых старинных балетов, сохранившихся до наших дней. Шедевр эпохи романтизма, этот балет стал украшением афиши многих театров мира и вошел в репертуар самых замечательных мастеров сцены. Танец, следуя за мелодиями Шопена, вводит зрителя в поэтический мир композитора. Этот балет, не имеющий сюжета, покоряет сердца зрителей уже второе столетие.
Автор «Шопенианы» Михаил Фокин (1880—1942) —известный русский балетмейстер. Начало постановочной деятельности Фокина относится к первым годам XХ века. Фокин никогда не отрицал достижений русского балета прошлого, но вместе с тем он один из первых повел борьбу со всем обветшалым и устаревшим в балете конца XIX века. Фокин стремился преодолеть выработанный десятилетиями штамп построения спектакля с обязательным па-де-де ведущих танцовщиков, или как их называли, «первых сюжетов», на фоне обезличенного кордебалета. Он искал для каждого спектакля особые средства выразительности. В сюжетных спектаклях он восставал против условных жестов, бытовавших в то время, против того, чтобы действие раскрывалось через «немые разговоры», а танцы существовали независимо от отражаемых событий.
Ставя «Шопениану», Фокин сознавал, что успех спектакля зависит от того, удастся ли ему создать танцевальные образы, близкие музыкальным образам Шопена. Танцы в этом балете должны восприниматься как ожившая, ставшая зримой романтическая музыка Шопена
Несмотря на кажущуюся простоту хореографического языка, «Шопениана» - очень трудный спектакль, он требует от артистов чувства стиля, музыкальности, предельной легкости танца. Значение «Шопенианы» в истории русского и мирового балетного искусства велико. Она открыла балетмейстерам путь к использованию в балетных спектаклях классической музыки, первоначально не предназначенной для выражения ее средствами танца
«Пахита» в 1847 году впервые была поставлена в России для Императорского балета Санкт-Петербурга Мариусом Петипа и Пьером Фредериком Малавернем. Это была первая работа Петипа в России. Позже балет был дополнен музыкой Людвига Минкуса.
Место действия — Испания в эпоху Наполеона. Главная героиня — юная цыганка-сирота Пахита (уменьшительное от имени Франциска). У Пахиты благородное происхождение, но она не знает об этом, поскольку была похищена совсем ребёнком…
Балет «Пахита» требует от исполнителей виртуозности и выносливости. Яркие зажигательные танцы, великолепная музыка делают этот спектакль красочным и веселым, а счастливый финал истории воссоединения двух любящих сердец оставляет у зрителя ощущение радости и счастья.