КУПЕЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Цикл концертов «Доступная филармония»
Проект «Не выключая смартфон»
Колонный зал Дворянского собрания
Ансамбль скрипачейХудожественный руководитель – Наталья Львова
Фольклорный ансамбль «Усладушка»
Художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Марина Федосеева
Ведущая – Ольга Окнинская
Художественный руководитель программы – Алексей Симоновский
В программе: русские народные песни, произведения А. Рубинштейна, А. Глазунова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Б. Сметаны, В. Килляра, П. Сарасате
Перед началом концерта ведущий обычно просит зрителей выключить телефоны, - меломаны давно к этому привыкли и относятся с пониманием. А в программах нового экспериментального проекта Тульской филармонии ровно наоборот: слушателям рекомендуют не выключать смартфоны, более того, активно их использовать.
Проект «Не выключая смартфон», - просветительский, он дает возможность каждому посетителю концерта получить значительно больший объем интересной и разнообразной информации по теме, которой посвящена программа.
Тема первой, пилотной программы проекта – «Купеческий портрет» – поистине неисчерпаема, а ее формат – ограничен, поэтому огромное количество материалов, использовавшихся в процессе подготовки, увы, остались «за кадром».
Современные технологии помогут это исправить. Как? Просто надо прийти на концерт и ни в коем случае не выключать смартфон…
«Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город… Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса…», - писал Ф. И. Шаляпин в своих воспоминаниях «Маска и душа».
Первое поколение русских купцов действительно помнило о своих крестьянских корнях и было тесно связано с народной традиционной культурой, в том числе – и музыкальной.
С 20-х гг. XIX в. представители купечества постепенно меняют образ жизни, вкладывают деньги в образование детей, интересуются различными видами искусства – театром, живописью, музыкой – и начинают активно заниматься благотворительностью и меценатством. Эпоху конца XIX – начала XX века называют «купеческим ренессансом».
История становления купеческого сословия в России подробно описана в литературе, отражена в живописи. В этой программе артисты филармонии создают свой, музыкальный портрет русского купечества.