
ФЕВРАЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ
Памяти Иосифа Михайловского
Концертный зал филармонии
Тульский государственный хорХудожественный руководитель - профессор Александр Соловьев
Тульский филармонический симфонический оркестр
Дирижёр – заслуженный артист РФ Владислав Лаврик
Солисты:
Лауреат международных конкурсов Валерия Бушуева (сопрано)
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Полина Шамаева (меццо-сопрано)
Лауреат всероссийских и международных конкурсов Юрий Ростоцкий (тенор)
Заслуженный артист России Владимир Кудашев (бас)
В программе:
В.А. Моцарт. Реквием.
А. Вивальди. Глория
День рождения Иосифа Александровича Михайловского, легендарного руководителя Тульского государственного хора – памятная дата для Тульской филармонии, носящей его имя. Этот день всегда отмечается концертом, и в этом году в его программу войдут шедевры западноевропейской духовной музыки.
Премьера Реквиема Моцарта – одного из самых знаменитых его произведений и величайших творений человеческого гения – состоялась 14 декабря 1793 года в Вене, в церкви Цистерцианцев. Вот уже более двухсот лет он остаётся непревзойдённым образцом воплощения образов жизни и смерти, грандиозных картин надежды и трепета человеческого духа перед лицом Вечности.
С латыни слово «реквием» переводится как «покой». Изначально Реквием был заупокойной католической мессой, традиционно начинавшейся словами: «Requiem aeternam dona eis» – «Вечный покой даруй им, Господи». В 18-м столетии он стал одним из наиболее популярных высоких жанров духовной музыки. Есть нечто символическое в том, что именно он завершает творческий путь Моцарта – получилось, что композитор сочинил его для самого себя.
«Gloria» Антонио Вивальди – торжественная и виртуозная вокально-симфоническая композиция для солистов, хора и оркестра. Давшая ей название первая фраза древнего христианского богослужебного гимна, «Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу), представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки.
Несмотря на духовную основу, "Gloria" Вивальди близка оперной музыке, пронизана эмоциональностью, мелодическим богатством и щедростью оркестровых красок, что так хорошо гармонирует с театральной пышностью храмов эпохи барокко. Резкая грань между светской и духовной музыкой к 18 веку уже стёрлась, и по свидетельствам современников, прихожане часто ходили в церковь специально к началу музыкальной части службы, чтобы слушать ее как концерт.
О том, что великолепный мастер инструментального жанра писал и вокальную музыку, стало известно только в ХХ веке, когда после сенсационной находки в библиотеке одного из монастырей Италии рукописей 41 кантаты, 1 оратории и 57 различных сочинений духовной музыки Вивальди, они стали исполняться для широкой публики. Впервые после почти 200-летнего забвения несколько его духовных произведений, включая "Gloria" и "Stabat Mater", прозвучали во время сиенской Недели Вивальди в сентябре 1939 года, и успех этого исполнения сделал очевидным тот факт, что как автор духовной музыки Вивальди нисколько не уступает творцу инструментальных концертов.
Посещение мероприятия возможно при наличии QR–кода и документа, удостоверяющего личность