Изображения
Цвета
«Глинка-Гала». Антология русской классики
26 августа 2024

25 августа на Соборной площади Тульского кремля состоялось завершение проекта «Глинка-Гала», которое стало центральным событием тульского музыкального лета-2024.

«Все звезды в гости к нам», - так можно назвать финал этого музыкального марафона. В нем участвовали ведущие солисты русской оперной сцены: лауреат международных конкурсов, солистка Большого театра Альбина Латипова (сопрано), лауреат международных конкурсов, стажер Мариинского театра  Анастасия Лиманова (меццо-сопрано), заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, солист Московского театра «Новая опера им. Е.В. Колобова»,  приглашенный солист Большого театра Алексей Татаринцев (тенор),  народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, солист Мариинского театра Владимир Ванеев (бас).

Вместе с ними знаменитые фрагменты опер Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского исполняли Тульский филармонический симфонический оркестр (главный дирижер – Владислав Белоусов), Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева (дирижер – Павел Солдатиков), Тульский государственный хор (художественный руководитель – заслуженный артист Республики Абхазия, профессор Александр Соловьев, главный дирижер – Алексей Зайцев).

Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина от имени врио губернатора Тульской области Дмитрия Миляева приветствовала гостей фестиваля:

- Кремль – душа Тульского края. Сегодня здесь проходит гала-концерт с участием артистов Тулы, Москвы, Петербурга и наших друзей из Донецка. «Оркестр непокоренных» – так называет себя коллектив Донецкой филармонии, носящей имя русского композитора Сергея Прокофьева.  Оркестр принимал участие во всероссийских проектах этого года, посвященных 220-летию Глинки и 225-летию Пушкина. Это приобщение к русской культуре, которое очень важно для нас. Мы приглашаем наших друзей еще раз приехать в Тулу, где их всегда ждут…

К зрителям обратилась доктор искусствоведения, профессор, музыковед, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая:

- Прекрасные солнечные лучи не случайно озаряют эту площадь, ибо Глинку принято называть солнцем русской музыки. Нас ждёт прекрасное звучание оркестра, хора, солистов в проекте, посвященном 220-летию со дня рождения композитора. За эти два столетия каждый открывал для себя своего Глинку, прежде всего, как национального классика, создателя русской композиторской школ ..

В первом отделении за дирижерским пультом объединенного оркестра стоял Павел Солдатиков. Оно открылось музыкой Глинки, увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Она, летящая, по выражению самого композитора, на всех парусах, сразу и на века стала символом блестящего расцвета русской музыкальной культуры, точкой отсчета высочайшего профессионализма и мастерства. Подтверждением тому стала и каватина Людмилы из 1 действия оперы. Бельканто мы знаем как итальянский продукт, но Глинка сумел создать русское бельканто в сложнейшей и красивейшей арии. Голос Альбины Латиповой – гибкий, звонко-переливчатый, полный прелести молодости и совершенства – с легкостью и лукавством преодолевал глинкинские музыкальные эвересты.

«Жизнь за царя» - «Иван Сусанин», вернувшийся на наши сцены с любимым названием Романовых, знаком нам с детства по многим фрагментам. Кроме, пожалуй, арии Собинина из 4 действия, которую не все тенора могут исполнять. Огромный диапазон, невероятные «верха», уверенность и мощь, - всё это оказалось подвластно Алексею Татаринцеву.

Ария Вани из того же 4 действия познакомила слушателей с Анастасией  Лимановой. Её голос – молодой, сильный, её меццо – богатое, мощное и глубокое. Бравурный, упругий, заводной «Краковяк» завершил глинкинскую часть программы.

Концерт, конечно, не мог обойтись без музыки младшего современника Глинки, нашего земляка Александра Даргомыжского. Страстная песня Лауры из «Каменного гостя» (Анастасия Лиманова) и ария Мельника из «Русалки» (Владимир Ванеев) прошли под знаком Пушкина и знаком качества вокального и актерского мастерства. Народный артист России. Владимир Ванеев – настоящая звезда оперной сцены, блистательный актер, невероятно харизматичный и обаятельный, чутко понимающий мизансцены и движения-жесты музыкальной мысли.

Финал первого действия был посвящён музыке русского Востока – сценам из оперы «Князь Игорь» Бородина. Песня половецкой девушки с хором (Альбина Латипова), томная и волоокая, сменилась ослепительным финалом – Половецкими плясками, потрясшими буйством и взрывной энергией.

Во втором отделении концерта звучала музыка Римского-Корсакова и Чайковского. Симфонические фрагменты, арии и ансамбли стали потрясающей эпопеей трагических и комических, мрачных и юношески-солнечных сцен. Это было невероятно больно в арии Грязного и его дуэте с Любашей (Ванеев-Лиманова), в предсмертной арии Ленского (Татаринцев), наивно, светло и обреченно в арии Снегурочки (Латипова) и пасторали «Искренность пастушки» (Латипова, Лиманова, Ванеев), с надеждой – в дуэте Иоланты и Водемона (Латипова, Татаринцев), фривольно в наглой песенке Томского (Ванеев).

Это был настоящий Театр с большой буквы, с великолепной игрой и вокалом. И – балетом. Пастораль из «Пиковой дамы» была стилизована в духе екатерининской эпохи не только стараниями Петра Ильича, но и благодаря участию ансамбля танца «Визави» (руководитель – Денис Васин).

Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского стала феерическим финалом проекта, в котором соединились сила и мощь, вера и надежда, молитва, звон колоколов Успенского собора Тульского кремля и ослепительный фейерверк.

Спасибо ведущей концерта Ольге Окнинской, «аранжировавшей» этот удивительный музыкальный вечер

Проект «Глинка-Гала» реализуется на средства гранта Министерства культуры Российской Федерации при поддержке правительства Тульской области и входит в программу «Музейного лета в Туле-2024».