Изображения
Цвета
Новости
Музыковед № 1 и забытый композитор
29
июля 2024
29 июля исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского композитора, музыковеда, музыкального критика, публициста, педагога, общественного деятеля, академика РАН, народного артиста СССР, одного из основоположников советского музыковедения Бориса Владимировича Асафьева (литературный псевдоним – Игорь Глебов).
«Борис Асафьев — пожалуй, самая сложная и противоречивая фигура в отечественной музыкальной историографии ХХ века», — отмечает Любовь Купец в статье «Борис Асафьев как культурный герой (по материалам журнала «Советская музыка» / «Музыкальная академия»)», — подобно двуликому Янусу, Асафьев воспринимался изначально в двух ипостасях: звуковой (как чрезвычайно плодовитый и жанрово-универсальный композитор) и вербальной (как феноменальный ученый и прекрасный критик-публицист). В обоих названных областях творческая деятельность Асафьева была весьма продуктивной, однако они почти сразу оценивались профессиональным сообществом как неравнозначные». Автор работы с одной стороны указывает на «реалистичность образа Асафьева в журнале при его жизни и чрезвычайно высокую оценку не только его научных трудов, но и композиторских сочинений (особенно балетов и камерно-вокальной музыки)», с другой стороны, отмечает, что далее происходит «канонизация Асафьева как музыковеда-ученого мирового уровня и тотальное игнорирование его музыкального наследия после смерти с усилением этого процесса к середине 1980-х годов». Подводя итог, Л. Купец констатирует: «В XXI веке происходит полное забвение Асафьева-композитора наряду со стремлением к демифологизации его фигуры в историческом континууме эпохи».
При этом композиторская деятельность Асафьева, начавшаяся с первых лет ХХ века и продолжавшаяся до конца его жизни, была очень плодотворной, (не все произведения были закончены, опубликованы и исполнены). Лишь простое перечисление его наследия впечатляет объемом и размахом: 11 опер, 28 балетов, 4 симфонии, концерты для разных инструментов (в том числе гитары), камерные сочинения для фортепиано, гитары, виолончели и других инструментов, вокальные циклы, кантата, хоры, массовая песня, большой массив музыки для театра. Л. Купец подчеркивает, что «уже по этому перечислению можно определить Асафьева и как многостороннего в жанровом отношении композитора, в чьем творчестве доминирует театральное начало, а источниками становятся самые разные тексты русской и мировой литературы». Л. Купец предполагает: «Вероятно, именно университетское образование Асафьева-историка повлияло на широту и выбор литературных источников Асафьевым-композитором. Известно, что, несмотря на феноменальный слух, яркую музыкальную одаренность и крепкую профессиональную школу, полученную в гимназические годы в Кронштадте, Асафьев не окончил Петербургскую консерваторию. Возможно, этот факт стал одним из решающих в критической оценке его композиторских опытов коллегами-современниками еще при жизни и игнорировании его музыки как объекта научной рефлексии после смерти».
Борис Асафьев — известнейший ученый и публицист, автор более 900 работ. Он всегда занимал место «Музыковеда № 1» в рейтинге академической аудитории, которая по праву считает его основоположником советской музыковедческой школы, автором теории интонации и понятия симфонизма в музыке. Его концепция русской музыки и интерпретация композиторских персон в рамках этой концепции фактически не только сформировала советский канон русской музыки, но и стала частью уже постсоветской ее трактовки.
С 1914 года Асафьев как критик выступал в московском журнале «Музыка», одним из первых оценил масштаб дарования С. С. Прокофьева, в 1918–1921 годы работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, создал первый советский музыкальный словарь «Путеводитель по концертам» (1919, вып. 1), в 1919–1930 годах вёл преподавательскую и научно-исследовательскую работу в ленинградском Институте истории искусств. В 1921–1930 годах Асафьев – художественный руководитель Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича). С 1925 года – профессором Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория), выступает организатором историко-теоретического факультета.
В 1920-х годах Асафьев редактировал сборники «Новая музыка», посвятил несколько статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека. В 1930-е, после распада Ассоциации современной музыки, больше времени стал уделять композиторской деятельности и создал свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения.
В начале 1940-х Борис Асафьев возвратился к исследовательской работе, продолжал трудиться во время блокады Ленинграда. С 1943 года в Москве, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств, был консультантом Большого театра, с 1948 года стал председателем Союза композиторов СССР.
Из свидетельств современников известно, что Асафьев планировал начать работу над реконструкцией Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского, однако не успел её осуществить. Есть свидетельство и об осуществлении Асафьевым данной реконструкции, которая в силу обстоятельств была утрачена.
Асафьев – автор исследований творчества М. И. Глинки, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского, он убедительно показал значение русской музыкальной культуры XVIII – 1-й четверти XIX вв., пропагандировал авторский текст опер М. П. Мусоргского. Идеи Бориса Асафьева задавали направление исследований русской музыки вплоть до конца XX в.
По материалам belcanto.ru, mus.academy и других открытых информационных источников.
«Борис Асафьев — пожалуй, самая сложная и противоречивая фигура в отечественной музыкальной историографии ХХ века», — отмечает Любовь Купец в статье «Борис Асафьев как культурный герой (по материалам журнала «Советская музыка» / «Музыкальная академия»)», — подобно двуликому Янусу, Асафьев воспринимался изначально в двух ипостасях: звуковой (как чрезвычайно плодовитый и жанрово-универсальный композитор) и вербальной (как феноменальный ученый и прекрасный критик-публицист). В обоих названных областях творческая деятельность Асафьева была весьма продуктивной, однако они почти сразу оценивались профессиональным сообществом как неравнозначные». Автор работы с одной стороны указывает на «реалистичность образа Асафьева в журнале при его жизни и чрезвычайно высокую оценку не только его научных трудов, но и композиторских сочинений (особенно балетов и камерно-вокальной музыки)», с другой стороны, отмечает, что далее происходит «канонизация Асафьева как музыковеда-ученого мирового уровня и тотальное игнорирование его музыкального наследия после смерти с усилением этого процесса к середине 1980-х годов». Подводя итог, Л. Купец констатирует: «В XXI веке происходит полное забвение Асафьева-композитора наряду со стремлением к демифологизации его фигуры в историческом континууме эпохи».
При этом композиторская деятельность Асафьева, начавшаяся с первых лет ХХ века и продолжавшаяся до конца его жизни, была очень плодотворной, (не все произведения были закончены, опубликованы и исполнены). Лишь простое перечисление его наследия впечатляет объемом и размахом: 11 опер, 28 балетов, 4 симфонии, концерты для разных инструментов (в том числе гитары), камерные сочинения для фортепиано, гитары, виолончели и других инструментов, вокальные циклы, кантата, хоры, массовая песня, большой массив музыки для театра. Л. Купец подчеркивает, что «уже по этому перечислению можно определить Асафьева и как многостороннего в жанровом отношении композитора, в чьем творчестве доминирует театральное начало, а источниками становятся самые разные тексты русской и мировой литературы». Л. Купец предполагает: «Вероятно, именно университетское образование Асафьева-историка повлияло на широту и выбор литературных источников Асафьевым-композитором. Известно, что, несмотря на феноменальный слух, яркую музыкальную одаренность и крепкую профессиональную школу, полученную в гимназические годы в Кронштадте, Асафьев не окончил Петербургскую консерваторию. Возможно, этот факт стал одним из решающих в критической оценке его композиторских опытов коллегами-современниками еще при жизни и игнорировании его музыки как объекта научной рефлексии после смерти».
Борис Асафьев — известнейший ученый и публицист, автор более 900 работ. Он всегда занимал место «Музыковеда № 1» в рейтинге академической аудитории, которая по праву считает его основоположником советской музыковедческой школы, автором теории интонации и понятия симфонизма в музыке. Его концепция русской музыки и интерпретация композиторских персон в рамках этой концепции фактически не только сформировала советский канон русской музыки, но и стала частью уже постсоветской ее трактовки.
С 1914 года Асафьев как критик выступал в московском журнале «Музыка», одним из первых оценил масштаб дарования С. С. Прокофьева, в 1918–1921 годы работал в Музыкальном отделе Наркомпроса, создал первый советский музыкальный словарь «Путеводитель по концертам» (1919, вып. 1), в 1919–1930 годах вёл преподавательскую и научно-исследовательскую работу в ленинградском Институте истории искусств. В 1921–1930 годах Асафьев – художественный руководитель Ленинградской филармонии (ныне Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича). С 1925 года – профессором Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская консерватория), выступает организатором историко-теоретического факультета.
В 1920-х годах Асафьев редактировал сборники «Новая музыка», посвятил несколько статей творчеству А. Берга, П. Хиндемита, Э. Кшенека. В 1930-е, после распада Ассоциации современной музыки, больше времени стал уделять композиторской деятельности и создал свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения.
В начале 1940-х Борис Асафьев возвратился к исследовательской работе, продолжал трудиться во время блокады Ленинграда. С 1943 года в Москве, руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств, был консультантом Большого театра, с 1948 года стал председателем Союза композиторов СССР.
Из свидетельств современников известно, что Асафьев планировал начать работу над реконструкцией Симфонии ми-бемоль мажор Чайковского, однако не успел её осуществить. Есть свидетельство и об осуществлении Асафьевым данной реконструкции, которая в силу обстоятельств была утрачена.
Асафьев – автор исследований творчества М. И. Глинки, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского, он убедительно показал значение русской музыкальной культуры XVIII – 1-й четверти XIX вв., пропагандировал авторский текст опер М. П. Мусоргского. Идеи Бориса Асафьева задавали направление исследований русской музыки вплоть до конца XX в.
По материалам belcanto.ru, mus.academy и других открытых информационных источников.