Изображения
Цвета
Счастье было так возможно…
06 июня 2024

6 июня, в день рождения вечно молодого Пушкина, в Колонном зале Дворянского собрания состоялась премьера камерной версии оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

Спектакль прошел в рамках V этапа федерального проекта «Классика: история и современность». Его организаторы - Министерство культуры РФ, Центр кинофестивалей и международных программ при поддержке Министерства культуры Тульской области, Тульской областной филармонии им. И.А. Михайловского, компании «КиноФокус». На спектакль были приглашены партнеры филармонии – учащиеся художественных студий «White» и «В облаках». Они поставили мольберты на балконе Колонного зала: слушали музыку и – рисовали...

Опера в концертном исполнении – так было заявлено в афише. Казалось бы, отсутствие оркестра, декораций могло приглушить юношеские краски любимой и самой постановочной русской оперы. Но предчувствия всех счастливо обманули. Уже после первых сцен публика забыла, что она не в оперном театре. Молодость и красота артистов и музыки сделали свое дело. В сотый раз подумаешь, как прав был Петр Ильич, требуя, чтобы его оперу исполняли молодые певцы – современники героев «лирических сцен».

Партитура Чайковского, как и пространство пушкинского «Онегина», открыта, ясна, - таково удивительное свойство высшей простоты. Потому так запоминаются, впечатываются навсегда темы Чайковского и строки Пушкина. Но простота их обманчива. Каждый раз ловишь новые отзвуки, видишь новые смыслы. И в этот раз Пушкин и Чайковский опять сказали нам что-то новое. Фрагменты оперы в камерной концертной версии вдруг высветили другие акценты: предчувствие прощания в самых счастливых первых сценах, приятие смерти как красоты вечности и нежность взгляда назад – счастье было так возможно…

Минимализм постановки артисты – недавние выпускники музыкальных вузов, ныне солисты ведущих оперных театров Москвы – украсили своей великолепной вокальной и артистической школой и удивительными красками костюмов. Изысканность, грация золотисто-желтого, нежно-розового на фоне темной глубины смокингов-бабочек усилили эффект погружения в великолепие спектакля.

Если бы Петр Ильич был жив, он непременно написал бы партию Татьяны именно для Екатерины Мирзоянц. Ее серебристое, звонкое, полетное сопрано, обреченная нежность движений, пластика и грация, - и публика увидела абсолютное совершенство образа. В этих словах нет преувеличений; несомненно, перед нами – одна из лучших исполнительниц этой партии, запомните это имя.

А Ольга? Ветреная, беспечная, веселая, - такова была Александра Ковалевич. Густое, плотное и одновременно весеннее меццо-сопрано певицы, блестящая актерская игра, - и становится понятно, как Ленский мог ревновать красавицу Ольгу-Александру. Легкий бег по сцене, кружение в вальсе, - всё было естественно, гибко и по-настоящему красиво.

Партия Ленского, одна из сложнейших в теноров репертуаре, одна из самых любимых и трепетно ожидаемых публикой, блестяще была исполнена Александром Черновым. Полное счастья, полетное ариозо «Я люблю Вас», сцена ссоры, предсмертная ария и дуэль, - это главные точки партии были прожиты очень по-разному. Мягкий, обволакивающий звук любви в начале, усталость и обреченность в конце, - всё это было пропето по-разному, и в каждой сцене тембр голоса был другим.

Онегин в исполнении Данилы Чернецова (баритон) был поистине ироничным светским львом, равнодушным байроническим героем в первой картине и страстным, открытым в финале. Выйдя из зала к первому ряду – с корабля на бал – в шестой картине, певец исполнил свое ариозо нежданной любви пылко, открыто, сумев в душе каждого слушателя всколыхнуть давно умолкнувшие чувства…

Партию оркестра исполнял Сергей Семёнов (фортепиано). На пианиста обрушилась вся оркестровая мощь Чайковского. Сергей дирижировал, подпевал, подыгрывал актерам, подтанцовывая и умирая вместе с ними. Вот у кого не было пауз, но был взмыленный лоб, стопроцентное участие в спектакле, заслуженные бурные аплодисменты!

Отдельно стоит сказать о юниоре спектакля, студенте музыкального училища им. Гнесиных Николае Дементьеве. Ему выпало счастье спеть самый эффектный номер – куплеты француза Трике.

-Дорогие друзья! Мы счастливы вновь представить вам свои программы, - сказала, приветствуя публику, президент Центра кинофестивалей и международных программ, заслуженный деятель искусств РФ Татьяна Шумова. – Колонный зал Дворянского собрания -   самый великолепный, самый желанный зал. Как говорят наши музыканты, его нужно заслужить. Именно поэтому мы стараемся привезти в Тулу все самое лучшее. Обещаю: проект «Классика: история и современность» обязательно вернется в ваш замечательный город…