Изображения
Цвета
Мастер приятной мелодии и союзник короля в опере
07 мая 2024
«Телеман <…> впадал в дурной вкус, живописуя сюжеты, которых музыка не должна касаться. Граун, напротив, обладал слишком деликатным вкусом, чтобы впасть в подобную ошибку. Следствием его сдержанности в данном отношении являлось то, что он весьма редко прибегал к музыкальной живописи или совсем избегал ее, по большей части довольствуясь лишь приятной мелодией». 
Ф. Э. Бах

 7 мая исполняется 320 лет со дня рождения немецкого композитора и певца Карла Генриха Грауна.


Карл Граун был ведущим представителем берлинской (северонемецкой) школы, в которую входили композиторы, жившие и работавшие в Берлине в середине и во второй половине XVIII века: король Пруссии Фридрих II Великий, И. И. Кванц, И. Г. Граун (брат К. Г. Грауна), Ф. и Й. А. Бенда, Ф. В. Марпург, К. Ф. К. Фаш; ученики И. С. Баха – его сын К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Агрикола, И. Ф. Кирнбергер, К. Нихельман.
Родившись в Бранденбурге, Карл Граун вырос в музыкальном окружении: композиторами стали и два его старших брата, Август Фридрих Граун и Иоганн Готлиб Граун. Ребёнком Карл Генрих пел дискантом в хоре дрезденской церкви Кройцкирхе. Будучи учеником Крёйцшуле в Дрездене, изучал композицию под руководством капельмейстера И. Х. Шмидта, игру на клавире у К. Петцольда. Был дружески и творчески связан с лучшими музыкантами Дрездена: П. Хейнихеном, И. Г. Пизенделем, И. И. Кванцем и С. Л. Вейсом. Весьма оживленной была городская музыкальная жизнь: вовремя церковных и придворных праздников ставились спектакли, выступали певцы, скрипачи, органисты. Сюда охотно приезжали гастролеры, композиторы — Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, Р. Кайзер. В историю вошел эпизод из биографии И. С. Баха, свидетелем которого были и братья Грауны. В 1717 году он прибыл в Дрезден, чтобы участвовать в состязании с Л. Маршаном. Иоганн Себастьян не мог упустить случая, чтобы не поиграть накануне на превосходном органе в Крёйцкирхе. Случайно или нет, но Маршан втайне присутствовал на этом импровизированном концерте и ранним утром следующего дня с первым дилижансом покинул город. Юноша Карл Граун не мог тогда и предположить, что в будущем Иоганн Себастьян Бах будет с интересом следить за его творчеством, в лейпцигской Томаскирхе не раз исполнит сочиненные им пассионы, а его младший сын, Иоганн Кристиан Бах, под влиянием Карла Грауна увлечется той областью композиции, которая была совершенно чужда его отцу — оперным театром. Выступая в театрах Рима, Неаполя, Флоренции и других, Карл Граун снискал высокую оценку как исполнитель главных теноровых партий в операх итальянских композиторов, также он работал под руководством неаполитанского оперного мастера Антонио Лотти.  
В 1718-1719 годах Граун учился в Дрезденском университете. В Дрездене были написаны два первых цикла кантат. В 1724 году Граун, получив место придворного певца (тенора) при дворе герцога Брауншвейг-Люнебургского Августа Вильгельма, дебютировал в опере. Но Карл был недоволен подаренными ему ариями и переписал их. В. В. Набоков, в своей автобиографической книге «Другие берега» причисляя Карла Грауна к своим дальним предкам, писал об этом: «В молодости Граун обладал замечательным тенором; однажды, выступая в какой-то опере, написанной брауншвейгским капельмейстером Шурманом, он на премьере заменил не нравившиеся ему места ариями собственного сочинения».
В Брауншвейге под патронатом капельмейстера Георга Каспара Шурмана Карл начал пробовать свои силы как дирижёр. Мелодии Грауна пришлись ко двору, и он пишет по заказу герцога Людвига Рудольфа оперу — «Санцио и Синильда» (1727). Далее наибольшим успехом пользовались «Полидор» (1731), «Ифигения в Авлиде» (1731), «Сципион Африканский» (1732), «Фараон» (1733). Всего же для Брауншвейга он сочинил более десятка опер. Вскоре после «Полидора» Граун получил место капельмейстера (продолжая и далее исполнять ведущие партии репертуара), весьма почетное по тем временам: в XVIII веке капельмейстер исполнял функции не только дирижера (одной рукой играя бас на чембало, другой — указуя), фактически, он был руководителем театра, капеллы. Кроме того, этот чин свидетельствовал о признании композиторских заслуг, поскольку выбор репертуара и сочинение по заказу также зависело от капельмейстера. Брауншвейгский период оказался весьма плодотворным для Грауна: он стал признанным мастером итальянской оперы-seria, пленявшей аудиторию историко-героическими и мифологическими сюжетами, но главное — совершенно новым, сравнительно с церковной музыкой, миром чувств, — душевно-открытых и лирически-проникновенных.
С 1737 года Граун работал в Рейнсберге. Позднее перебрался в Берлин и поступил на службу в капеллу кронпринца Пруссии Фридриха, будущего короля Фридриха II Великого. По восшествии Фридриха на престол в 1740 году Граун занял пост его капельмейстера, на котором оставался до конца жизни. 
7 декабря 1742 года состоялось открытие Берлинского королевского оперного театра — при огромном стечении публики исполнялась опера Карла Грауна «Клеопатра и Цезарь». Фридрих II свято верил в нравственно-воспитательное и эстетическое воздействие оперы на своих современников. Поэтому театр задумывался не придворным, а первым общедоступным: вход в него был бесплатным, главным условием служила приличная одежда, и, кроме знати, сюда устремился «весь Берлин» — студенты, чиновники, бюргеры. Слава о театре сразу разнеслась по всей Европе. Прекрасная труппа из итальянских певцов и французских танцовщиков, небывалый для того времени по количеству (50 музыкантов) и профессионализму оркестр. Роскошными были декорации (не раз Фридрих сокрушенно говорил, что опера его разоряет) и сенсационным — техническое оснащение сцены: посредством специально сконструированных блоков, тросов и колес возводились замки, рушились Помпеи, взлетали в небо фейерверки и фонтаны.
Карл Граун сочинил для этого театра 28 опер, пять из них — на либретто короля Фридриха II (остальные — по Дзено и Метастазио) — «Кориолан», «Силла», «Монтесума», «Братья-враги» и «Меропа» (две последние — по Расину и Вольтеру). Он отнюдь не был «помощником Фридриха в писании опер» (как когда-то выразился Набоков). Они были союзниками в этом музыкальном жанре, стремясь создать эстетику и этику оперы как передового искусства эпохи торжества Разума и Просвещения. Не случайно лучшей в наследии Карла Грауна оказалась «Монтесума», сюжет и текст которой Фридрих II разрабатывал с определенной целью, дабы показать, что «опера может служить изменению нравов и разрушению предрассудков». Отвлечь людей от догматов веры, приобщить их к светскому искусству, воспевающему подвиг, мужество и возвышенные чувства любви, сострадания, украшающему повседневную жизнь — все это находило отклик в музыке Грауна.
При этом весьма значительны духовные произведения композитора. Среди них особое место занимает оратория «Смерть Иисуса», исполненная с огромным успехом впервые 26 марта 1755 года в концерте Общества музыкальных занятий. Затем она на протяжении более 150 лет звучала в Германии в рамках церковной литургии на Страстную пятницу, в день памяти Фридриха Великого и в хоровых концертах, как в европейских странах, так и в России. Помимо оперной и духовной музыки Граун писал также концерты для клавесина, трио-сонаты и другие камерные произведения.
Показательный эпизод в жизни Грауна произошел в 1756 году. Он, разумеется, был истинным патриотом и поклонником короля-героя и воспевал, по словам современника, то в сонатах, то в драматических сценах битвы Фридриха при Хохкирхене, Росбахе, Цорндорфе и так далее. В 1756 году победа прусских войск под Прагой (под командованием Фридриха) вдохновила композитора на мощный благодарственный гимн «Те Deum», удостоившийся своеобразной похвалы короля: «Это лучшая из его опер».
Кроме заведования сложнейшим театральным организмом, бесконечных репетиций часто меняющегося репертуара, Карл Граун инициировал новые формы светской музыкальной жизни Берлина. Прежде всего, была возрождена деятельность капеллы, основанной в 1570 году. В ее состав вошли Ф. Э. Бах, братья Бенда, И. Ф. Агрикола (он возглавил капеллу после смерти К. Г. Грауна) и другие. В 1749 году организуется Общество музыкальных занятий, отвечавшее за концерты придворных артистов и гастролеров, его задачей было исполнение таких грандиозных полотен, как пассионы И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, духовные сочинения самого Грауна. В немалой степени благодаря деятельности Грауна оживилась музыкальная жизнь берлинцев: они посещают театр, ходят на концерты. Становятся популярными различные формы домашнего музицирования, и как поворот к «простому человеку» на рубеже 1750-х годов выходит целая серия сборников од и песен коллективных авторов (с участием Грауна) с весьма забавными названиями: «Музыкальное времяпрепровождение», «Музыкальные сладости», публикуются пьесы танцевального характера, одна из грауновских — «Жига» — исполнялась вплоть до конца XX века.
Немецкий музыкальный теоретик и композитора Ф. В. Марпург, современник Карла Грауна писал: «Граун был наипрекраснейшим украшением немецкой музы, мастером приятной мелодии <…> нежным, кротким, сострадательным, воспитанным, помпезным, вместе с тем грозным. Каждый штрих его пера был в равной мере верхом совершенства. Его гений был неистощим. Никогда еще ни об одном человеке не сожалели так, как о нем, начиная с короля и кончая последним из его подданных…».

По материалам belcantofund.com, nabokov-lit.ru и других открытых информационных источников.