Изображения
Цвета
«Что было пережито нашими людьми, нашим народом, не может быть забыто»
04 мая 2024
«Марк Фрадкин – это самородок, выдающийся мелодист. Он рассказывал людям об очень важных вещах нашей жизни музыкальным языком».
Оскар Фельцман

4 мая исполняется 110 лет со дня рождения Марка Григорьевича Фрадкина советского и российского композитора, народного артиста СССР.



Произведения Марка Фрадкина – автора множества популярных песен и музыки к известным фильмам («Простая история», «Прощайте, голуби», «Течет Волга», «Добровольцы», «Однажды двадцать лет спустя» и др.) – вошли в золотой фонд советской музыки. С композитором почитали за честь работать Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина и многие другие. «В песенном жанре Фрадкин нашел подлинное признание, в каждую песню композитор вкладывал частицу своего сердца. Отсюда – их удивительная искренность, жизненность, близость к народным истокам», – отмечал Борис Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля Советской Армии.
Первые произведения Марк Фрадкин написал в возрасте 20 лет, когда учился в Ленинградском театральном институте. Впоследствии этот опыт позволил ему поступить в Белорусскую консерваторию, где занимался по классу композиции профессора Николая Аладова. В 1939 году юношу призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию в город Витебск, где он организовал самодеятельный ансамбль.
Широкое признание песни Марка Фрадкина приобрели в годы Великой Отечественной войны. Тогда его назначили дирижером ансамбля Киевского военного округа, получившего затем название «Ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта». Композитор прослужил в нем до конца 1943 года в качестве аккордеониста, дирижера и руководителя фронтовых артистических бригад. «Мы не только всегда выступали с огромным энтузиазмом, ‒ рассказывал Марк Фрадкин, ‒ но и постоянно искали новые формы наибольшего воздействия на свою аудиторию, жадную до любых напоминаний об отдалившейся мирной жизни. Так, в первые дни войны появились в наших концертах, кроме официальных ведущих, веселые фронтовые балагуры ‒ повар Галкин и банщик Мочалкин. Спустя несколько лет тысячи зрителей мирных концертных залов увидели их в новых эстрадных ролях ‒ Тарапуньки и Штепселя».
Фронтовая жизнь не могла не отразиться на творчестве композитора. Первым произведением, созданным на военную тематику, стала «Песня о Днепре». Она была написана в Урюпинске в ноябре 1941 года на стихи поэта Евгения Долматовского, с которым Марк Фрадкин встретился на фронте. По словам автора стихов, эта песня «стала оружием священной войны». Она звучала в самых отдаленных уголках страны. Ее пели в траншеях перед боем, на привалах, в походах и партизанских отрядах. По воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны Ивана Багрянцева, бойцы исполняли песню перед форсированием Днепра в октябре 1943 года: «Слышна она была километров за пять-восемь от Днепра. Создавалось впечатление, что поет сам воздух, лед, что и они радуются вместе с нами наступившему, наконец, долгожданному часу освобождения. Песня вливала силы в души бойцов, возбуждала лютую ненависть к фашистским захватчикам, звала на новые подвиги, на скорейшее освобождение многострадальной земли».
За создание «Песни о Днепре» Марк Фрадкин был награжден орденом «Красная Звезда». Этот успех вдохновил композитора на дальнейшее совершенствование творчества.
На фронте особое впечатление на Марка Фрадкина произвели дни, проведенные в Сталинграде. Он был там в сентябре 1942 года и январе 1943 года. Во время второй поездки задачей композитора стало создание новых песен для поднятия духа солдат. И в тот период у мастера возник цикл боевых произведений о героизме города на Волге. «Почти каждый день, проведенный мной в Сталинграде, ‒ вспоминал Марк Фрадкин, ‒ был полон событий, дающих художнику неисчерпаемый материал для творчества».
Под впечатлением от разрушенного, но непокоренного города родилась песня о Сталинграде, к которой композитор сам сочинил слова. «Когда я понимаю, что не смогу передать поэту обуревающие меня чувства, ‒ признался однажды Марк Фрадкин,  ̶  я пишу стихи сам». Она была проникнута великим преклонением перед защитниками города-крепости, восхищением их стойкостью и мужеством. Впервые ее исполнил сам композитор, аккомпанируя себе на аккордеоне, перед группой солдат и командиров на старом КП дивизии генерала Родимцева. Под названием «Песня о Волжском богатыре» она была опубликована во фронтовой газете «Красная Армия», прозвучала по Всесоюзному радио в исполнении известного украинского оперного певца Ивана Паторжинского, и после этого прочно вошла в репертуар многих ансамблей. Для советских воинов это произведение стало гимном Сталинграду и его защитникам.
Затем вместе с поэтом Евгением Долматовским была создана веселая, ироничная песня «Колечко». Она повествовала о славном кольце, сжимающем со всех сторон армию Паулюса.
Увиденная надпись на одной из разрушенных стен города «Здесь насмерть стоял батальон гвардейцев Родимцева» вдохновила на написание песни «У нас в Сталинграде». Первыми ее слушателями стали те, кому она посвящалась. Сочинение полюбилось солдатами и дошло с ними до Берлина. По поручению командарма 62-й армии Василия Чуйкова была создана «Песня Сталинградской победы».
Позднее Марка Фрадкина и Евгения Долматовского отправили в район Курской дуги. По дороге в поезде появилась одна из самых популярных песен ‒ «Случайный вальс» («Офицерский вальс», «Солдатский вальс»). Широкую известность она получила в исполнении Леонида Утесова. Затем ее пели на фронтовых концертах многие артисты. «Случайный вальс» стал одним из наиболее любимых лирических произведений во время войны. «Его «Случайный вальс» — это песня, сразу хватающая за сердце», ‒ писал композитор Оскар Фельцман.
В середине 1943 года Главное политическое управление отозвало Марка Фрадкина в Москву. Оттуда он стал ездить в командировки на различные фронты в качестве музыкального корреспондента.
Особенно запомнился композитору полет на Карельский фронт вместе с поэтом Львом Ошаниным. Именно там родилась песня «Кружится, кружится, кружится вьюга над нами». Она возникла под влиянием от нападения двух немецких «мессершмиттов», атака которых была отражена сопровождавшими советскими истребителями. «Создание фронтовых песен и дальше обусловливалось военными событиями, ‒ говорил композитор, ‒ с фронтовой жизнью, с радостями побед и потерями, которых никто из нас не избежал, потому и связана с каждой песней своя, пусть маленькая, но дорогая и значительная история».
Таким произведением стала «Дорога на Берлин» («Улицы дороги» или «Брянская улица»), написанная в 1944 году совместно с Евгением Долматовским. Песня появилась от следующего наблюдения: когда советские воины шли на запад, покидая освобожденный город, оказывалось, что название последней улицы соответствует направлению, то есть тому названию города, который впереди. Поэтому текст стихов во время войны постоянно изменялся. Впервые композиция прозвучала в исполнении Леонида Утесова, после она входила в репертуар многих ансамблей и артистов. Композитор вспоминал: «И все они пели ее, сообразуясь с реальным положением военных дел, включая в текст названия городов, только что освобожденных нашими войсками, стремительно продвигавшимися к окончательной победе. Таким образом песня была завершена вместе с падением рейхстага».
9 мая Марк Фрадкин встретил в Москве. Его музыка звучала в дни празднования Победы. 24 июня 1945 года во время Парада Победы на Красной площади военным оркестром в маршевом ритме была исполнена «Дорога на Берлин». На следующий день, 25 июня, на приеме в Большом Кремлевском Дворце знаменитый певец, солист Большого театра Максим Михайлов представил «Песню о Днепре».
Во время войны Марк Фрадкин написал множество произведений, однако некоторые из них, к сожалению, были безвозвратно утрачены. Иногда фронтовики сообщали автору песни, что сохранили какое-либо его создание. Подобные вести приносили Марку Фрадкину огромную радость.
Композитор Тихон Хренников отмечал, что достоинствами сочинений тех лет были задушевный лиризм, простота и искренность музыкального высказывания. Все эти черты позволили песням стать частицей истории и волновать сердца слушателей до сих пор. Часть произведений оказала большое влияние на дальнейший художественный стиль творчества композитора.
После войны Марк Фрадкин продолжил служить искусству. Он признавался: «Моя жизнь ‒ это творчество». Композитор писал музыку на разные темы, однако трагичные события Великой Отечественной войны навсегда остались в его сердце и сочинениях. Композитор говорил: «Есть воспоминания святые, они не подвластны времени. К такого рода воспоминаниям относится для меня все, что связано с Великой Отечественной войной. <…> Для меня это вечная тема. Она проходит через все мое творчество, потому что война оставила глубочайший след в моей судьбе, в судьбе моего поколения».
Памяти о том страшном времени Марк Фрадкин посвятил немало произведений. С каждым годом он более глубоко и философски осмысливал военную тему. Марк Фрадкин был убежден, что молодое поколение должно чувствовать ответственность за судьбу мира, гордиться героическими поступками павших воинов, которые погибли, чтобы дать мирную жизнь будущим потомкам. На страницах газеты «Советская культура» композитор писал: «Тема и образы Великой Отечественной войны не должны, не могут уйти из нашей песни, как не уходят они из литературы, из изобразительного искусства, из фильмов».
Одним из таких первых произведений в послевоенное время стала пронизанная философским настроением композиция «Вернулся я на родину», возникшая в 1946 году после посещения родного Витебска. Совсем иной стала лиричная песня «Солдатская вдова» из фильма «Прощайте, голуби», наполненная горечью утрат. В ней композитор обратился к теме женской верности, трагичной любви, пронесенной через всю жизнь. Несколько произведений было написано на стихи поэта Сергея Острового: «А песня ходит на войну», «В деревне Крюково».
Марк Фрадкин создал цикл философских песен-баллад («Как рождаются звезды» и «Сыновья» на слова Роберта Рождественского, «На семи ветрах» на стихи Владимира Лазарева), в которых рассказ о прошлых событиях противопоставлялся картинам мирной жизни, что подталкивало автора к размышлениям о вечной жизни.
Часть композиций была написана на основе реальных событий или под влиянием собственных жизненных впечатлений. Например, «Ленинградская баллада» на стихи поэта Михаила Пляцковского посвящалась подвигу пожарных, спасавших во время блокады памятники искусства. Песня была очень тепло принята жителями города. Мелодия передавала настроение завороженности красотой города, а вокализ, как писала музыковед Алиса Курцман, звучал «как стон, как реквием памяти всем бойцам за свободу родины». Волнующая песня «Перед боем» была написана на стихи из письма бойца А. Позорина, обращенного к его матери. 
Под впечатлением от того, что юные польские следопыты нашли могилу погибшего отца певца Муслима Магомаева, родилась композиция «Отец и сын». В одном из интервью Марк Фрадкин рассказывал: «Эта песня помогла мне выразить одну из тех идей, которые я стараюсь неустанно пропагандировать в своем творчестве, ту, что было пережито нашими людьми, нашим народом, не может быть забыто».
Мотив долга потомков перед павшими в годы войны прозвучал и в песне «За того парня» («Что-то с памятью моей стало...»), написанной для фильма «Минута молчания» на стихи Роберта Рождественского. В исполнении Льва Лещенко она приобрела признание как в Советском Союзе, так и за рубежом. В 1972 году в польском городе Сопоте на Международном песенном фестивале композиция «За того парня» получила высшую награду ‒ «Янтарного соловья». За выдающиеся творческие заслуги в 1979 году композитор был удостоен Государственной премии СССР.
Марк Фрадкин мастерски отразил атмосферу времени и создал мелодии, которые стали близкими людям разных поколений. Его творчество высоко оценивали современники, поэты, композиторы, исследователи. Все они подчеркивали гражданственность, патриотизм, душевность и особый «мелодизм» его песен. «Его песни до того молоды, до того свежи, что в них влюбляются, их поют новые поколения исполнителей», ‒ говорит Александра Пахмутова.
Роберт Рождественский, рассуждая об особенностях произведений Марка Фрадкина, тонко подметил: «По-моему, он вовсе не сочиняет музыку. Он просто открывает ее в каждом из нас. Ведь где-то в душе нашей, в самой глубине живет и до поры до времени молчит будущая песня, будущая мелодия. Живет и не знает, как выйти наружу. И мы сами не знаем, чем ей помочь. Мы этого не умеем. А Марк Фрадкин знает и умеет. Мелодия нашего сердца обретает голос. Обретает крылья. Но даже взлетев высоко в небо, даже опоясав земной шар, мелодия эта остается нашей. Нашей. До конца. А ведь это, наверное, большое счастье. И для мелодии, и для человека».

По материалам pskovlib.ru и других открытых информационных источников.