Изображения
Цвета
Наталья Львова. Жизнь как соло для скрипки
22 марта 2024

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ          Фото: Тульская областная филармония


24 апреля в концертном зале Тульской областной филармонии состоится праздничный концерт, посвящённый юбилею художественного руководителя ансамбля скрипачей, артистки Тульского филармонического симфонического оркестра, педагога Натальи Львовой.

Хороший преподаватель — это счастье

Выбор музыкального инструмента во многом предопределяет творческую судьбу профессионального исполнителя. Тем не менее не каждый музыкант сможет ответить на вопрос: он сам выбрал инструмент или инструмент выбрал его?

Наталью Львову «выбрала» скрипка. Стать скрипачкой мечтала ее мама, но она росла в послевоенные годы, когда позволить себе такую роскошь, как обучение в музыкальной школе, могла далеко не каждая семья. В результате мама Натальи получила специальность врача-педиатра. Отец работал инженером-конструктором.

Семья Львовых жила в подмосковном Егорьевске. Наташе было четыре с половиной года, когда ее привели в музыкальную школу.

— Мама мне рассказывала, что еще совсем маленьким ребенком я брала две палочки, будто это скрипка и смычок, и «играла». Конечно, меня определили в скрипичный класс,— рассказывает Наталья Николаевна.— Тогда мне очень повезло — моим первым педагогом по специальности стала Татьяна Борисовна Тараканова, она когда-то училась в одной музыкальной школе с Владимиром Спиваковым. Это огромное счастье, когда попадаешь именно к тем педагогам, к которым надо было попасть. Мне очень нравилось учиться играть на скрипке…

Со временем Львовы переехали в другой город Московской области — Климовск. Наталье и здесь повезло: скрипку в местной музыкальной школе преподавала бывшая ученица Аллы Викторовны Труновой, для Тулы — человека легендарного. Трунова работала в областном музыкальном училище им. А. С. Даргомыжского, возглавляла ансамбль скрипачей (в тот время — любительский коллектив ДК Профсоюзов).

— После окончания музыкальной школы мы с подругой приехали на прослушивание в Москву, в Гнесинское училище, сыграли удачно, и нам сказали, что можно готовиться к вступительным экзаменам,— вспоминает Н. Н. Львова.— Но наш педагог посоветовала нам показаться еще и Труновой, вдруг в «Гнесинку» не поступим. Алла Викторовна нас послушала и сказала: «Беру!» И мы остались в Туле. Сначала снимали квартиру, на старших курсах я переехала в общежитие…

Все студенты-скрипачи Тульского музыкального училища играли в ансамбле А. В. Труновой с первого курса. Наталья Николаевна отмечает, что ей всегда это очень нравилось. После окончания училища Наталья Львова начала преподавать в Скуратовской музыкальной школе, при этом продолжала играть в ансамбле.

Львова Ансамбль скрипачей.jpg

От ансамбля до оркестра

— На самом деле ансамбль скрипачей — исключительно отечественный феномен,— утверждает она.— Этот состав в 1956 году придумал Юлий Реентович, собрав прекрасных музыкантов — скрипачей оркестра Большого театра — в один коллектив. Он быстро приобрел популярность, и ансамбли стали создаваться в музыкальных училищах и школах по всей стране…

Тульский ансамбль скрипачей был основан в 1970 году, его первым руководителем был Г. З. Райхель, в 1975 году ансамбль возглавила А. В. Трунова. В 1997 году Г. С. Гиндес пригласил коллектив на работу в Тульскую областную филармонию. В 2002 году руководителем ансамбля стала Наталья Львова.

За более чем двадцать лет работы на филармонической сцене ансамбль скрипачей подготовил множество программ самой разной направленности: академическая музыка — и музыка кино, классика эстрады — и джаз… Ансамбль дважды побывал на гастролях в Италии. Он выступает самостоятельно — и вместе с другими коллективами и солистами филармонии, экспериментирует, расширяя стилистические и жанровые границы. Большая часть творческих проектов ансамбля скрипачей появилась благодаря сотрудничеству с солистом филармонии, гитаристом, композитором, аранжировщиком и художественным руководителем программ Алексеем Симоновским. 

В 2017 году Наталья Львова становится артисткой вновь созданного Тульского филармонического симфонического оркестра.

— У меня был большой опыт ансамблевой игры в разных составах, в камерном оркестре, которым руководил Владислав Белоусов (в настоящее время он — главный дирижёр ТФСО), но работа в большом симфоническом оркестре — совершенно другая история,— считает Наталья Львова.— Все музыканты, в том числе и те, кто много лет работал в нашей филармонии, проходили отбор. Это был настоящий экзамен, и я, конечно, волновалась…

Симфонический оркестр готовит несколько масштабных программ в год, участвует в масштабных проектах — таких, как, например, «Кремлевская опера» в Тульском кремле. Это много часов сложной музыки: от классики до произведений современных композиторов.

— Приходится много заниматься самостоятельно — и не только учить партии, а они часто бывают очень сложными с технической точки зрения,— признаётся Наталья Николаевна.— Если произведение незнакомое, слушаю в записи, чтобы лучше понять форму, концепцию, логику музыкальной драматургии. Многому училась заново — и сейчас учусь. Прежде всего — слышать не только скрипки, сидящие рядом, но и деревянные, медные духовые и ударные инструменты, без этого невозможно ощутить себя частью такого большого, сложного и живого организма, как симфонический оркестр…

Львова гастроли в Китае 2.jpg

Китайский бог Чайковский

В конце декабря прошлого года Тульский филармонический симфонический оркестр побывал на гастролях в Китайской народной республике. Серьезное испытание: за 18 дней наши музыканты дали 16 концертов в 11 городах.

— Мы даже не успели посмотреть страну, постоянно куда-то бежали с чемоданами и инструментами — опаздывали то на автобус, то на поезд. Переезды были очень длинными — страна большая,— говорит Наталья Николаевна.— Что меня поразило — это невероятная любовь китайской публики к музыке русских композиторов, они ее хорошо знают, восторженно слушают. А Чайковский для них просто бог…

Еще одна, очень важная для Натальи Львовой часть жизни — работа с учениками. В 1983 году ее, совсем юную выпускницу музыкального училища, распределили в Скуратовскую музыкальную школу, где в то время даже не было скрипичного класса. Там она работает до сих пор.

— В первое время я ходила по домам, говорила с родителями — и таким образом набирала себе учеников. А потом они сами стали ко мне приходить. Помню один год, когда в моем классе было 18 человек! А сейчас у меня всего одна девочка. Почему? Очень много работы, репетиции, концерты, гастроли. А с детьми надо заниматься регулярно, систематически, это большая ответственность,— убеждена Наталья Николаевна.— В особенности если речь идет о скрипке — самом прекрасном, и при этом, на мой взгляд, самом сложном музыкальном инструменте…

* * *

Юбилейный концерт, который состоится в Концертном зале Тульской областной филармонии 24 апреля, для Натальи Николаевны Львовой прежде всего прекрасный повод встретиться на одной сцене с друзьями и единомышленниками, вновь пережить счастье совместного творчества — и поделиться им со зрителями…