Изображения
Цвета
Маэстро Голливуда
16 апреля 2024
16 апреля исполняется 100 лет со дня рождения американского композитора и дирижера итальянского происхождения Генри Манчини (настоящее имя – Энрико Никола Манчини).

Генри Манчини — один из наиболее талантливых композиторов XX века, больше всего известный по работам для кино и телевидения. За свою жизнь он написал музыку почти к 500 фильмам и телесериалам. Более 100 раз его номинировали на престижные награды в области музыки и кинематографа («Грэмми», «Эмми», «Золотой глобус», «Оскар»), и в четверти случаев победа оставалась за Маэстро Голливуда — именно так называли Генри Манчини, завоевавшего рекордное количество премий «Грэмми» (более 20), одна из которых («За жизненные достижения») была присвоена посмертно.
Уже в 8 лет Энрико освоил флейту-пикколо, в 12 научился играть на фортепиано. А партитура Рудольфа Коппа к приключенческой драме «Крестовые походы» (1935) и вовсе вдохновила его писать музыку к фильмам. После службы в армейском оркестре во время Второй мировой войны музыкант начал профессиональную карьеру. В 1946 году он занял должность пианиста и аранжировщика в оркестре Гленна Миллера, которым руководил в то время Текс Бенеке.
Работа в оркестре изменила его как в профессиональном, так и в личностном плане. Манчини научился находить баланс между струнной и духовой секциями оркестра, начал изобретать новые методы оркестровки. 
Манчини был пионером нового подхода к саундтрекам. От пышного симфонизма и строгих, стройных тем он перешёл к игривым джазовым мотивам в исполнении небольших ансамблей. Манчини экспериментировал с различными тембрами и звучаниями: басовыми флейтами, губной гармошкой, расстроенными пианино, арабскими и японскими инструментами.
Одно из самых известных его произведений — Moon River — было исполнено Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961), после чего композиция выиграла «Оскар» за лучшую песню и возглавила Billboard Hot 100. Самой коммерчески успешной записью Манчини стала тема к фильму «Розовая пантера» (1964), которая известна в огромном количестве аранжировок и интерпретаций. Некоторые песни Манчини вошли в число популярных джазовых (свинговых) стандартов. Манчини прославился не только в качестве композитора, но и как аранжировщик, его музыка неизменно элегантна и остроумна. За длительную карьеру аранжировщика и композитора Манчини написал саундтреки более чем к 200 фильмам. Известные его произведения можно услышать в кинокартинах «Подсолнухи» (1970), «Виктор / Виктория» (1982), «Поющие в терновнике» (1983) и других. Особенно плодотворной стала работа в содружестве с кинорежиссером Блэйком Эдвардсом.
Манчини записал более 90 альбомов в стилях от биг-бэнда и неоклассики до поп-музыки. Восемь из этих альбомов были удостоены золота Ассоциация звукозаписывающей индустрии США. Генри имел 20-летний контракт с RCA Records, в результате чего 60 коммерческих альбомов сделали его имя нарицательным среди слушателей.
Как концертный исполнитель Манчини проводил более пятидесяти выступлений в год, в результате чего дал более 600 симфонических концертов. Он дирижировал почти всеми ведущими симфоническими оркестрами мира, включая Лондонский симфонический оркестр, Израильский филармонический оркестр, Boston Pops, Лос-Анджелесский филармонический оркестр и Королевский филармонический оркестр. Одним из его любимых коллективов был оркестр Миннесоты, с которым он дебютировал с «Поющими в терновнике» в июне 1983 года. В 1966, 1980 и 1984 годах Генри Манчини участвовал в групповых выступлениях для британской королевской семьи, а также длительное время гастролировал с Джонни Матисом и Энди Уильямсом, которые исполняли композиции Манчини. Незаконченной осталась музыка, которую композитор создавал для бродвейской постановки «Виктор/Виктория».

По материалам sevjazz.info, radiojazzfm.ru и других открытых информационных источников.