Автор вальса «На сопках Маньчжурии»
01
апреля 2024
«- Ах, душка, г. Шатров! Какой талант, какая проникновенность! — Бывало слышишь возгласы увлекающихся гимназисток. И автор великолепного вальса не знал отбоя от поклонников его таланта. Всегда веселым, бодрым жизнерадостным видели его в Самаре».
Из самарских газет 1907-10 гг.
1 апреля исполняется 150 лет со дня рождения русского и советского военного музыканта, капельмейстера и композитора, гвардии майора Советской Армии Ильи Алексеевича Шатрова.
Будущий музыкант родился в семье отставного унтер-офицера. В раннем детстве дядя научил его подбирать мелодии по слуху на балалайке и гармони. После смерти отца мать определила его воспитанником в Гродненский полк, расквартированный в Варшаве. Там он научился играть на трубе и барабанах и командование, видя рвение молодого человека, разрешило ему совмещать службу с занятиями в Варшавском музыкальном институте по классу духовых инструментов. В 1903 году Илья Шатров успешно выдержал выпускные экзамены и в качестве военного капельмейстера поступил в 214-й резервный пехотный Мокшанский полк в Златоуст.
С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, направили в Маньчжурию. В феврале 1905 года 214-й пехотный Мокшанский полк (развёрнутый в ходе войны из одноимённого пехотного резервного полка) в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном (Мукденское сражение) попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперёд!..». Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть колонный марш и повёл оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В бою погиб командир полка, от 4000 личного состава полка осталось 700 человек, из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены Георгиевскими крестами, Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Шатров, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам.
В мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст и был свёрнут обратно в пехотный резервный полк. Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям. С 18 сентября 1906 года Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. Летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» продавались в магазине дешёвых изданий Оскара Кнауба.
В Самаре же в Струковском саду 24 апреля 1908 года и состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Поначалу публика довольно прохладно встретила этот вальс, однако впоследствии популярность вальса стала расти, а с 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи других модных вальсов. Только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза. Успех этого произведения был таким оглушающим, он так быстро распространился по Российской империи, что очень скоро стал считаться народным произведением.
В Самаре родились еще несколько произведений Ильи Шатрова — вальсы, романсы, вокальные дуэты. Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову, Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение — «Осень настала» на слова Я. Пригожего.
После Октябрьской революции Илья Шатров вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах. По окончании гражданской войны до 1930 г. работал преподавателем музыки, потом возвратился в Красную Армию и служил полковым капельмейстером. В 1935–1938 гг. Илья Шатров руководил оркестром тамбовской Объединенной краснознаменной кавалерийской школы, затем по возрасту был уволен в запас в звании техника-интенданта I ранга, жил и работал в Тамбове, преподавал в школе.
Великая отечественная война не могла оставить его равнодушным. В 1943 году он вновь возвращается в армию, служит капельмейстером дивизии. Войну закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. После войны руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).
Последние годы Илья Шатров трудился в Тамбовском суворовском училище, воспитывая будущих офицеров.
Незадолго до смерти Илье Алексеевичу было присвоено звание гвардии майора. Строки знаменитого вальса выгравированы на памятнике Илье Шатрову в Тамбове.
По материалам culture.ru и других открытых информационных источников.
Из самарских газет 1907-10 гг.
1 апреля исполняется 150 лет со дня рождения русского и советского военного музыканта, капельмейстера и композитора, гвардии майора Советской Армии Ильи Алексеевича Шатрова.
Будущий музыкант родился в семье отставного унтер-офицера. В раннем детстве дядя научил его подбирать мелодии по слуху на балалайке и гармони. После смерти отца мать определила его воспитанником в Гродненский полк, расквартированный в Варшаве. Там он научился играть на трубе и барабанах и командование, видя рвение молодого человека, разрешило ему совмещать службу с занятиями в Варшавском музыкальном институте по классу духовых инструментов. В 1903 году Илья Шатров успешно выдержал выпускные экзамены и в качестве военного капельмейстера поступил в 214-й резервный пехотный Мокшанский полк в Златоуст.
С началом русско-японской войны часть, в которой служил Шатров, направили в Маньчжурию. В феврале 1905 года 214-й пехотный Мокшанский полк (развёрнутый в ходе войны из одноимённого пехотного резервного полка) в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном (Мукденское сражение) попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперёд!..». Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть колонный марш и повёл оркестр вперёд за знаменем полка. Воодушевлённые солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В бою погиб командир полка, от 4000 личного состава полка осталось 700 человек, из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены Георгиевскими крестами, Илья Шатров — офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Шатров, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящённый погибшим боевым товарищам.
В мае 1906 года Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст и был свёрнут обратно в пехотный резервный полк. Летом Илья Шатров создал первую версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Шатров посвятил вальс своим погибшим друзьям. С 18 сентября 1906 года Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. Летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» продавались в магазине дешёвых изданий Оскара Кнауба.
В Самаре же в Струковском саду 24 апреля 1908 года и состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Поначалу публика довольно прохладно встретила этот вальс, однако впоследствии популярность вальса стала расти, а с 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи других модных вальсов. Только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза. Успех этого произведения был таким оглушающим, он так быстро распространился по Российской империи, что очень скоро стал считаться народным произведением.
В Самаре родились еще несколько произведений Ильи Шатрова — вальсы, романсы, вокальные дуэты. Влюбившись в молодую девушку, Александру Шихобалову, Шатров написал вальс «Дачные грёзы», который также стал пользоваться большим успехом. В 1910 году любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжёлой обстановке Шатров написал новое сочинение — «Осень настала» на слова Я. Пригожего.
После Октябрьской революции Илья Шатров вступил в Красную Армию, служил в военных оркестрах. По окончании гражданской войны до 1930 г. работал преподавателем музыки, потом возвратился в Красную Армию и служил полковым капельмейстером. В 1935–1938 гг. Илья Шатров руководил оркестром тамбовской Объединенной краснознаменной кавалерийской школы, затем по возрасту был уволен в запас в звании техника-интенданта I ранга, жил и работал в Тамбове, преподавал в школе.
Великая отечественная война не могла оставить его равнодушным. В 1943 году он вновь возвращается в армию, служит капельмейстером дивизии. Войну закончил с двумя медалями и орденом Красной Звезды. После войны руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).
Последние годы Илья Шатров трудился в Тамбовском суворовском училище, воспитывая будущих офицеров.
Незадолго до смерти Илье Алексеевичу было присвоено звание гвардии майора. Строки знаменитого вальса выгравированы на памятнике Илье Шатрову в Тамбове.
По материалам culture.ru и других открытых информационных источников.