Новости
30 марта народный артист СССР Юрий Симонов и Тульский симфонический оркестр представили тульской публике заключительный концерт абонемента № 11 «Юрий Симонов приглашает». Легендарный дирижер вместе с ТФСО исполнил три музыкальных шедевра: «Вальс-фантазию» М.И. Глинки, симфоническую фантазию «Утёс» С.В. Рахманинова и Девятую симфонию А. Дворжака.
В первом отделении прозвучала музыка русских композиторов, чья жизнь соприкоснулась с двумя знаковыми эпохами отечественной культуры.
Век золотой, символом которого стала поэзия Пушкина, в музыке тоже имеет своего героя – Михаила Ивановича Глинку, с чьего имени начинается блистательный взлёт русской композиторской школы. Высшей похвалой в его устах было слово «отчетливо», что в переводе с глинкинского на современный русский язык означает «всё на месте, гармонично, ничего лишнего». Именно так и был исполнен любимый во всем мире венок танцев. Акварельная, ажурная инструментовка требует высочайшего уровня исполнительского мастерства и оркестрантов, и дирижера. Здесь негде спрятаться за шумом «тяжелой оркестровой артиллерии» – меди и ударных. Скажем без преувеличения: запрос на мастерство был выполнен.
Последняя авторская оркестровая редакция «Вальса-фантазии», прозвучавшая в Концертном зале филармонии в этот вечер, самому Глинке напомнила «дни любви и младости», - те годы, когда была написана первая фортепианная версия Вальса, посвященная Екатерине Керн. На закате жизни Глинка не случайно вернулся к воспоминаниям о своей несбывшейся любви, это робкий взгляд назад, полный щемящей грусти, задушевной простоты и поэтичности, заслуживший бурный отклик публики.
Прозвучавшая вслед за этой поэтичной картиной воспоминаний симфоническая фантазия «Утёс» Сергея Рахманинова – тоже история любви, мучительной и страстной. Молодой выпускник Московской консерватории в эти годы называет себя стариком, сравнивает с героем чеховского рассказа «На пути». Состояние глубокой тоски и неудовлетворенности, отчаяние и невозможность счастья – всё в этой картине дурных предчувствий символизирует начало серебряного века русской культуры, в музыке связанное, прежде всего, с именами Рахманинова и Скрябина. Оркестр здесь был словно другим: с мрачными волнами секвенций, кричащим ужасом тромбонов и тамтама. И вновь – невероятный отклик публики, пережившей вместе с дирижером и оркестром протест задыхающейся от боли души и отчаяние.
Написанная в том же 1893 году Девятая симфония Антонина Дворжака – драматическая поэма, хорошо знакомая тульской публике и любимая ею. Симфония, открывшая второе отделение, имеет название «Из Нового Света». Она – первая попытка услышать профессиональным ухом негритянскую и индейскую музыку, объединить её с основами европейской школы и мотивами чешских танцев. Сага о любви, размышление о судьбе, энергия романтической эмоции, - всё, что заложено в это музыке, было с блеском исполнено, прожито исполнителями и слушателями.
Народного артиста СССР Юрия Симонова невозможно было после этого триумфа отпустить. Славянский танец № 8 Дворжака, звонкий и счастливый, стал ярким завершением концерта, героями которого стали три музыкальных шедевра.