Изображения
Цвета
«Сочинение — это как ехать по туманной дороге к дому…»
22 ноября 2023
«Ты — большой композитор, я — маленький».
Слова Д. Шостаковича Б. Бриттену при личной встрече.

22 ноября исполняется 110 лет со дня рождения британского композитора, дирижера, пианиста Бенджамина Бриттена.



Бриттен является одним из наиболее значительных композиторов XX века. Колоссальна его роль в английской культуре: он возродил отечественную музыку, в которой не было крупных явлений в течение почти двухсот лет, после смерти Генделя. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры от оперы до фортепианной миниатюры.
Музыка Бриттена отличается высоким мастерством, глубиной и своеобразием замыслов. Основное место в его творчестве занимают музыкально-театральные произведения — оперы, оперетты, притчи, а также сочинения, связанные в той или иной степени с духовной тематикой. Всемирное признание композитора подтверждается высокими наградами и званиями: в 1957 году он становится лауреатом премии американской Академии литературы и искусства, несколько позднее избран почетным доктором Кембриджского университета. В 1962 году ему вручена премия имени Гёте, учрежденная в Гамбурге в память 200-летия немецкого гения, в 1963-м Бриттена избирают почетным доктором Оксфордского университета.
«Что Бриттен значит для меня? Прежде всего, из всех музыкантов, которых я встречал, он наиболее музыкален. Кажется, что его ум, все его существо излучает музыку... Второе: он полон жизни. На сером фоне большей части современной музыки его произведения сияют. Эта жизненность всегда принадлежит будущему», — говорил британский композитор и дирижер Майкл Типпетт. 
В музыке Бриттена с редкой для ХХ века органичностью соединяется «классическое» и современное, традиционное и новаторское, личное и общечеловеческое. Бах и Стравинский, Бетховен и Шостакович, Моцарт и Малер, Шуберт и Дебюсси — фундаментом композиторской индивидуальности Бриттена был веками накопленный багаж европейской музыки наряду с крупнейшими достижениями его современников; но с самых первых, юношеских опусов и до последних сочинений Бриттен оставался «плоть от плоти» национальным художником, сыном своей страны.
Многочисленные дружеские и творческие нити связывали Бриттена с русской культурой. В Советском Союзе он был трижды (в 1966 г. даже отметил в Москве свое пятидесятилетие). В лице Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича он обрел горячих пропагандистов своей музыки, Дмитрию Шостаковичу Бриттен посвятил притчу «Блудный сын», написанную под впечатлением картины Рембрандта, увиденной в Эрмитаже.
Классик английской и мировой музыки ХХ века, Бенджамин Бриттен принадлежит к числу тех немногих композиторов своего времени, которые умели писать музыку сложную, новаторскую и в то же время — совершенно полнокровную эмоционально. Его сочинения высоко ценятся самыми требовательными слушателями и вместе с тем доступны восприятию «неподготовленной» аудитории. Сам же композитор сделал, кажется, все возможное для того, чтобы публики, не подготовленной к восприятию новой музыки, не осталось.
Многие «детские» сочинения Бриттена созданы для исполнения детьми. По замыслу автора, маленькие исполнители должны приобщиться — в непринужденной, игровой форме — к тем особенностям современного музыкального языка, которые приводят в недоумение излишне консервативных, обремененных стереотипами взрослых. Вспомним хотя бы один из остроумнейших шедевров Бриттена — спектакль-игру («развлечение для детей») «Маленький трубочист, или Давайте поставим оперу» (1949). И все же коммуникабельность, эмоциональная открытость музыки Бриттена не должны вводить нас в заблуждение. Творчество этого великого музыканта очень непросто для понимания. Слишком много в нем загадочного, таинственного, недосказанного. 
Гражданская и художественная позиции Бриттена наиболее ярко и открыто проявились в самом известном (по крайней мере в нашей стране) произведении композитора — «Военном реквиеме» (1961). Посвященное памяти четырех друзей композитора, погибших во время Второй мировой войны, это сочинение стало откликом на важнейшее трагическое событие, пережитое поколением Бриттена. «Военный реквием» — далеко не единственное сочинение композитора, получившее широкое общественное звучание. По убеждению Бриттена, современный композитор должен отзываться на самые острые социальные проблемы. И эту обязанность Бриттен осуществлял практически — так, он выступал с концертами в тюрьмах перед заключенными (он был прекрасным пианистом и дирижером, неплохо играл на альте). 
Как и многие музыканты ХХ столетия, Бриттен отвергал крайности романтического представления о творчестве, согласно которым композитор сочиняет музыку лишь по вдохновению, имеет право пренебрегать объективными законами музыкального языка и выражает в своем творчестве исключительно личные переживания. «Сочинение — это как ехать по туманной дороге к дому. Постепенно вы видите больше деталей дома — цвет сланца и кирпича, форму окон. Ноты — это кирпичи и раствор дома», — так описывал процесс своего творчества Бенджамин Бриттен.

По материалам belcanto.ru , classic-music.ru и других открытых информационных источников.