Изображения
Цвета
«Я всегда считал себя человеком театра»
06 октября 2023
«Искусство в известном отношении всегда свободно, музыка же – в особенности. Даже при тоталитарных системах она сохраняет или должна сохранять в себе (в этом ее смысл и своеобразие) хоть частичную свободу, чтобы иметь право оставаться искусством. <…> в этом заключена суть искусства: оно воздействует реагируя, а реагируя собирает свои лучшие силы для воздействия».
                                                                                                                                                                   Удо Циммерман

6 октября исполняется 80 лет со дня рождения немецкого композитора, музыковеда, оперного режиссера и дирижера Удо Циммермана.


Воспитанный в знаменитом дрезденском «Кройцхоре», Циммерман владел всем арсеналом старинной духовной музыки, всем богатством национального наследия. Вместе с тем студенческие его годы пришлись на период бурной ломки стилистики, когда устанавливались новые принципы музыкального мышления, осваивались новые техники музыкального авангарда. Основой зрелого музыкального языка композитора стала серийная техника с элементами коллажа и алеаторики.
В 1974 году Удо Циммерман основал и возглавил Студию новой музыки при Дрезденской государственной опере и Радио ГДР, в 1986 реорганизовал её в исследовательский Дрезденский центр современной музыки. С 1976 по 1991 годы преподавал композицию в Дрезденской высшей школе музыки, в 1980–90-х годах вёл мастер-классы современного музыкального театра при Боннской опере. С 1979 года дирижировал Берлинским филармоническим, Венским симфоническим и другими оркестрами.
Лейпцигская опера в 1990-е годы под руководством Циммермана, длившимся чуть более 10 лет, стала одним из европейских центров современного музыкального театра, здесь в этот период состоялись премьеры опер К. Штокхаузена, Д. Шнебеля, Й. Херхета и др. В 1991 и 1995 годах Циммерман – штатный композитор Зальцбургского фестиваля. Впоследствии, в 2001–03 гг. музыкант воз-главил Немецкую оперу в Берлине, а в 2004–08 гг. – Европейский центр искусств при Институте музыки и ритма Э. Жака-Далькроза в Хеллерау.
Как композитор Циммерман работал преимущественно для музыкального театра, при этом известны его виолончельный (2009) и скрипичный (2013) концерты. Среди сочинений композитора – «Второе решение» (Магдебург, 1970), «Мельница Левина» (по роману И. Бобровского; Дрезден, 1973), «Филин и летающая принцесса» (по сказке П. Хакса; Дрезден, 1976), «Чудесная башмачница» (по пьесе Ф. Гарсия Лорки; Шветцинген, 1982); оратория «Pax questuosa» (1982). 
Наиболее широкую известность получила опера Циммермана «Белая роза» о деятельности одноименной подпольной группы Сопротивления; (Дрезден, 1967; 2-я, «камерная», ред. – Гамбург, 1986).
«Можно сказать, что я двадцать лет писал оперу «Белая роза», – говорил композитор в одном из интервью, – хотя на самом деле это совсем другое произведение. Первая «Белая роза» – опера послевоенной эпохи, где все события изображены на сцене. Она страдала иллюстративностью, внешнее превалировало над психологией… Теперь меня интересуют только два человека – девушка и юноша, голыми руками, без оружия объявившие бой фашистам. Брат и сестра Ганс и Софи Шолль, казненные гитлеровцами. Опера одноактна, в ней лишь два действующих лица. Время действия – ночь накануне казни. Два музыкальных диалога развертываются параллельно. В них воспоминания, страх, меты, надежды. Я рассматриваю эту тему как очень современную. Нас волнует внутренний мир человека, совершающего подвиг. Почему они пошли на него? Потому что не могли жить среди лжи, – лучше смерть. Перед современными молодыми людьми тоже стоит проблема выбора, поисков своего места в жизни, обретения совести. Этическая проблема осталась, но искусство должно ее рассматривать крупнее и дифференцированнее. Это проблема личной ответственности каждого в сложном современном мире».

По материалам mus.academy и других открытых информационных источников.