Изображения
Цвета
Автор «Музыкальных цветов»
13 сентября 2023
13 сентября исполняется 440 лет со дня рождения итальянского композитора, органиста и клавесиниста, одного из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположника итальянской органной и клавирной школы Джироламо Фрескобальди, родившегося в Ферраре, в то время – одном из крупнейших музыкальных центров Европы.


Главное место в творческом наследии композитора занимают инструментальные сочинения для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах: канцоны, фантазии, ричеркары, токкаты, каприччио, партиты, фуги (в тогдашнем смысле этого слова, т. е. каноны) и другие. В одних господствует полифоническое письмо (напр., в «ученом» жанре ричеркара), в других (напр., в канцоне) полифонические приемы переплетены с гомофонными («голос» и инструментальное аккордовое сопровождение).
Инструментальные пьесы Фрескобальди объединял в нотные сборники, которые издавал на протяжении жизни (некоторые сборники вышли посмертно). Хотя принцип составления сборника часто заявлялся в заголовке как жанровый, в действительности в сборник включались пьесы различных жанров. Тематические заголовки сборников произвольны и метафоричны. 
Один из самых знаменитых сборников музыкальных произведений Фрескобальди – «Музыкальные цветы» (Fiori musicali, издан в Венеции в 1635 г.). Сборник содержит три органные мессы, предназначенные для (пышного, «цветастого») инструментального сопровождения католической литургии — в том виде, как это было принято в тогдашней Италии. В него вошли органные произведения самых различных жанров. Здесь в полной мере проявил себя неповторимый композиторский почерк Фрескобальди, для которого характерен «взволнованный стиль» с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования. Необычной для своего времени была исполнительская трактовка темпа и ритма. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для клавесина и органа Фрескобальди призывает играть... «не соблюдая такта... сообразно чувствам или смыслу слов, как это делается в мадригалах».
Рукописный сборник с игривым названием «Цветочки Фрескобальди» (Fioretti di Frescobaldi) ничего не говорит о составе и тематике, в действительности он содержит 11 (инструментальных) канцон и одну токкату. Клавирные пьесы композитор иногда объединял в жанровые циклы — небольшие сюиты («Баллетто, куранта и пассакалия», «Куранта и чакона», «Пассакалия и чакона»).
К большому собранию сочинений Фрескобальди для органа и клавесина примыкает опубликованная в 1628 году «Первая книга инструментальных канцон для всякого рода инструментов» (Il primo libro delle canzoni per sonare con ogni sorte di stromenti), — сборник ансамблевой музыки, в который входят 39 канцон и 2 токкаты. Для канцон (в оригинале без всяких названий) редактор сборника Б. Грасси придумал тематические индивидуальные заголовки — La Bianchina, La Marina, La Nobile, La Tromboncina и т. п.
Фрескобальди менее известен как автор вокальной музыки, хотя оставил значительное количество сочинений в различных её жанрах. Среди вокальных сочинений — «книга» (сборник из 19 пьес) светских мадригалов для пяти голосов (1608) и 36 латинских мотетов (образцы «второй практики», для 1—3 голосов с basso continuo), бóльшая часть которых была опубликована в сборнике «Liber secundus diversarum modulationum» (1627; публикация сохранилась фрагментарно).
Парадоксальным образом мы ничего не знаем о последних годах жизни Фрескобальди, равно как и о его последних музыкальных сочинениях.
Один из современников композитора П. Делла Балле в своем письме в 1640 г. писал, что в «современном стиле» Фрескобальди стало больше «галантности». Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей. Фрескобальди умер в зените славы. Как писали очевидцы, в заупокойной мессе приняли участие «самые знаменитые музыканты Рима».
Как композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и, шире, западноевропейской музыки. На сочинениях Фрескобальди учились Г. Перселл, Д. Букстехуде, И. С. Бах (известно, что он хранил у себя копию «Fiori musicali») и многие другие композиторы.

По материалам belcanto.ru и других информационных источников.