Изображения
Цвета
«Евгений Онегин» в Тульском кремле
21 августа 2023

«О, никогда не порвется кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным», - эти пророческие слова сказаны поэтом Владиславом Ходасевичем на пушкинском вечере 1921 года. Стремительно приближающийся 2024 год – год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича – неизменно обратит наш внешний и внутренний взор к его имени. Пушкин – действительно «наше всё», актуальное во все и на все времена.

Проект «Кремлевская опера – 2023» – один из важных шагов на пути к пушкинскому юбилею и на пути к Пушкину вообще. За основу организаторы  взяли самые знакомые пушкинские тексты – «Сказку о царе Салтане» и «Евгений Онегин».

Все они предстали для туляков и многочисленных гостей города в современных музыкальных прочтениях. 19 августа мы увидели театрализованное представление «Сказка о царе Салтане. Перезагрузка» с участием фольклорного ансамбля «Услада» (Казанская набережная) в постановке Вениамина Наймана. Два вечера – 19 и 20 августа – были посвящены опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин»: открытая генеральная репетиция и премьерный спектакль в постановке руководителя режиссёрской группы Московского театра «Новая опера Е. В. Колобова» Алексея Вэйро, созданный специально для открытой сцены на Соборной площади Тульского кремля.

В день премьеры спектакля в приветственной речи заместитель председателя правительства Тульской области Ольга Гремякова отметила:

- В самом сердце оружейной столицы – Тульском кремле – мы в пятый раз проводим уникальный проект «Кремлевская опера». Он реализуется в рамках другого важного для региона проекта – «Музейное лето в Туле», который проходит второй год по инициативе губернатора Тульской области Алексея Геннадьевича Дюмина. «Музейное лето» включает очень много событий, но «Кремлевская опера» – одно из самых ключевых и знаковых. Он реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив при поддержке правительства Тульской области, в нем участвуют тульские коллективы и приглашённые артисты. Желаю нам больше ярких культурных  проектов. Сегодня мы становимся не только музейной, но и в целом культурной столицей, что привлекает множество туристических потоков из соседних регионов. Спасибо Тульской филармонии, ее коллективам и их руководителям, приглашенным режиссерам и артистам. Всем желаю успехов и ярких впечатлений, а артистам – профессионального драйва.

Semi-stage версия оперы – всегда трудный проект, предполагающий расположить на одной сцене оркестр (Тульский филармонический симфонический оркестр, дирижёр Владислав Белоусов), хор (Тульский государственный хор, художественный руководитель – профессор Александр Соловьев, главный дирижер Алексей Зайцев), балет (танцевальный ансамбль «Визави», руководитель Денис Васин) и солистов (солисты Московского театра «Новая опера им. Е. В. Колобова» и других ведущих музыкальных театров России).

Режиссерское решение оказалось по-пушкински гармоничным, идеально простым и символичным.

Пример первый – расположение балетных точек, трактующее танец как предчувствие. Мы привыкли видеть в постановках «Евгения Онегина» красивые па в лирическом вальсе и помпезный променад в полонезе. Алексей Вэйро выбирает мазурку. Почему? В четвертой картине после мазурки – ссора Онегина и Ленского, которая приводит к гибели юного поэта.

Пример второй – открытая книга в руках Ленского как символ поэтических грёз, с которой и с которыми он расстается только в предсмертной арии.

Пушкинская поэма начинается с внутреннего монолога героя, а Чайковский называет свою оперу «лирическими сценами». Лирическими, то есть очень личными, без внешних эффектов. Отсюда – обвинения в «несценичности» оперы, которые предчувствовал Петр Ильич («Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере»). Алексей Вэйро тонко это почувствовал, спрятав в первой картине героев за решетку сада, а далее постепенно разворачивая их  к публике спиной, но вглубь своей души.

Минимализм декораций был восполнен  видеослайдами Артура Рахимзянова. Они создавали эффект 3D-пространства, читаемого слева направо: начало и конец – графика, погружающая нас в место действия, середина – сцена, где происходит само действие.

Перед каждым актом на этих экранах появлялись две строфы из романа в стихах Пушкина как эпиграфы к главным их событиям, - еще одна отсылка к Пушкину, который предпосылает каждой своей главе эпиграф. Фон эпиграфов в тульской постановке и нервные линии графики – пунктир всего спектакля, вызывавший чувство нарастающей тревоги. Второй пунктирной линией этой эмоциональной драматургии была световая партитура  (руководитель постановочного цеха Московского театра «Новая опера им. Е. В. Колобова» Дмитрий Кирюхин).

Но, конечно, основной рисунок спектакля был создан ансамблем солистов. Две контрастные пары – Онегин  (Анджей Белецкий, баритон) и Ленский (Антон Иванов, тенор), Татьяна (Кристина Бикмаева, сопрано) и Ольга
(Анна Синицына, меццо-сопрано), – точное попадание в психологию персонажей, высочайший профессионализм и невероятная актерская работа.

Блестящий женский ансамбль дополнили партии Лариной (Екатерина Кичигина, сопрано) и Няни (Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано).

Изюминкой спектакля (по точному расчёту самого Петра Ильича) стали куплеты Трике (Михаил Серышев, тенор) и взрывами аплодисментов встреченная ария Гремина (Отар Кунчулиа, бас).

2023 год можно назвать еще одним пушкинским юбилеем: роман был начат 9 мая 1823 года, а его первое полное издание отпечатано в 1833 году. С тех пор прошло 200 лет. Пушкин писал о себе и своем времени. Понятно и близко это нам сейчас? Да, несмотря на то, что слова, язык, эпоха стали другими, но чувства – они-то остались прежними. Неизменным остался и судьбы закон, именно поэтому Чайковский не изменил слова предсмертного монолога Ленского: «Благословен и день заботблагословен и тьмы приход», - благословенна жизнь, благословенна и смерть. Пушкин, как всегда, смотрит в вечность, и потому мы любим всё, что связано с этим именем.

Небеса капризны: если открытая репетиция прошла в комфортных для артистов и зрителей условиях, то структуру премьеры спектакля 20 августа скорректировала погода. Около 22.00 вдруг начался ливень, и антракт между 2 и 3 действиями пришлось сократить. Артисты безупречно работали в экстремальных условиях, зрители проявили понимание и стойкость, воспользовались дождевиками – бонус от Тульской филармонии – досмотрели спектакль до конца и подарили исполнителям бурные овации.

Проект «История. Кремль. Музыка» реализуется Тульской филармонией   на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив при поддержке правительства Тульской области. Организатор проекта – АНО «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик».