Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: А А А Обычная версия
+7 (4872) 36-77-96
Тула, пр-т Ленина, 51
Версия для слабовидящих
Оставить отзыв
Узнайте первыми о концертах
Даю согласие на обработку персональных данных, осуществляемую в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере персональных данных.

 


 

Независимая оценка

Телефон доверия

Работа в России

Памятные даты

Культурный навигатор
Услуги
Министерство
 
Минкульт
 
Правовая инфорация
 
 
 
28.03.2020

К 155-летию И.А. Иванова-Шица - архитектора Дворянского клуба в Туле.

28 марта исполняется 155 лет со дня рождения русского и советского архитектора Иллариона Александровича Иванова-Шица, известного такими проектами как Купеческий клуб (театр «Ленком») на Малой Дмитровке, Солдатенковская (Боткинская) больница, Морозовская больница, Театр Гирша и многим другим.
И.А. Иванов-Шиц является архитектором Дворянского клуба – нынешнего здания Тульской областной филармонии.

UuR5n4FwVv0.jpg 

19VVgTsjRzY.jpg

Предлагаем вашему вниманию фрагменты статьи профессора В.В. Куликова, посвященной И.А. Иванову-Шицу.
«Одним из прекраснейших, достойных и показательных примеров неоклассицизма в Туле являет собой здание областной филармонии, заложенное в середине лета 1911 года и построенное в октябре уже следующего, 1912 года, удивляя при этом не только темпами строительства, но и масштабом здания и архитектурой. <…>
Исследователь местной архитектуры В.Н. Уклеин сообщает, что к участию в конкурсе был приглашен из Москвы гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц. <…>
… у автора будущего Дворянского клуба в Туле уже имелся опыт проектирования аналогичных зданий. Именно по этой причине проект был быстро разработан и уже в апреле 1911 года был представлен на рассмотрение строительного отдела губернского правления и затем утвержден технико-экономическим комитетом Министерства внутренних дел и сразу же начались строительные работы, так что к марту 1912 года строительство подходило почти к концу, но <…> в ходе строительства у заказчика появилось желание возвести над сценой так называемую сценическую коробку для смены декораций по типу театров. Такое желание было не случайным. Дело в том, что тульский драматический театр <…> не имел собственных зальных помещений для проведения спектаклей. Очень часто приходилось давать представления в Колонном зале Дворянского собрания. Очевидно по той же причине, чтоб тульский театр имел возможность давать представления и в Дворянском клубе, было решено попросить автора скорректировать проект. Доказательством этому в ГАТО имеются два профессионально выполненных чертежа надстройки с собственноручной подписью автора «Гражданский инженер И.А. Иванов-Шиц».

Необходимые изменения были внесены не только в проект, но и в строительное производство здания, и к сентябрю были закончены общестроительные, а затем отделочные работы. <…> В октябре приемная комиссия, проведя необходимый осмотр, приняла объект в эксплуатацию со следующим заключением: «здание выстроено согласно утвержденному проекту и препятствий к открытию для общественного пользования не встречается».
14 октября состоялось торжественное открытие и некоторое время спустя начались театральные представления, а театр в афишах обозначенный как «новый» принял своих зрителей.
Анализ объемно-пространственного и архитектурного решения здания раскрывает и смысл градостроительной связи: более значительна угловая часть, подтвержденная с двух сторон крупными ампирными окнами в завершении, сориентирована на Дом Дворянского собрания и на гимназию-приют, обеспечивая зрительную связь с этими зданиями по треугольнику. Планировочное решение продиктовано не только местоположением здания на углу двух пересекающихся улиц, но и теми принципами, которые присущи были модерну. Возведение здесь, в центральной части города, к тому же на значительном уклоне рельефа, требовало от автора и соответствующего архитектурного и градостроительного подхода. И он достойно справился с поставленными задачами заказчиком и условиями участка. А город получил представительное по архитектуре и необходимое здание, которое имеет свой запоминающийся художественный образ. И не напрасно это здание фигурирует во многих альбомных изданиях, касающихся архитектуры Тулы».



Возврат к списку

  


Наши информационные партнеры