Изображения
Цвета
«Я никогда не стану работать с компьютером»
28 мая 2023
Раскрывшийся, как веер, звуковой мир Лигети, прочувствованность его музыки, едва выразимая в слове, космическая сила, высвечивающая на одно-два мгновения страшные трагедии, придает глубокое  и напряженное содержание его  произведениям даже тогда, когда они, на первый взгляд, далеки от какой-либо событийности.
М. Панди


28 мая исполняется 100 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора и музыковеда Дьердя Шандора Лигети, одного из самых видных западноевропейских композиторов второй половины XX в., обладателю многих почетных званий и наград, творчеству которого посвящаются фестивали и конгрессы, многочисленные исследования во всем мире. 



Дьёрдь Лигети никогда не примыкал к какому-либо направлению и постоянно обновлял свой музыкальный язык. В начале пути он, как и многие венгерские авторы его поколения, находился под влиянием стиля Белы Бартока. В своих смелых и оригинальных партитурах 1950-х годов Лигети развивал структурные и тембральные принципы бартоковского письма, обращался к венгерскому, румынскому, болгарскому и балканскому фольклору. В 1957–1958 годы он исследовал электронику в Кёльнской электронной студии вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном. Свои первые опыты он называл «гимнастикой для пальцев», а впоследствии заявил: «Я никогда не стану работать с компьютером». 
К этому же периоду относится его знаменитый сборник фортепианных пьес Musica ricercata, где от сочинения к сочинению постепенно увеличивается количество используемых нот: в первом их только две, в последнем — двенадцать. Впоследствии композитор переложил несколько частей из этого сборника для квинтета духовых инструментов. Так появился новый цикл — Шесть багателей.
В 1960-е годы Лигети создает масштабные композиции, построенные на новом принципе письма, который получил название «сонористика». В такой музыке преобладает чрезвычайно густая, лишенная внешней динамики вибрирующая фактура. Расширяя возможности сонористики, композитор разработал особую технику микрополифонии. Её суть — в одновременном звучании многочисленных голосов-«мелодий», которые сливаются до неразличимости в плотно сотканную ткань наподобие паутины. На этом принципе построены такие сочинения Лигети, как Камерный концерт, Continuum для клавесина и Второй струнный квартет. 
Микрополифонию композитор охарактеризовал так: «скомпонованная и зафиксированная в партитуре полифония, которая не должна слышаться, мы слышим не полифонию, а то, что она порождает... Приведу пример: у айсберга видна лишь очень небольшая его часть, большая часть скрыта под водой. Но то, как выглядит этот айсберг, как он движется, как его омывают различные течения в океане, — все это касается не только видимой, но и невидимой его части. Поэтому я говорю: мои сочинения и способ записи неэкономны, они расточительны. Я обозначаю много деталей, которые сами по себе не слышны. Но сам факт, что эти детали обозначены, существен для общего впечатления...».
Статические композиции Лигети основаны на изменениях плотности звуковой материи, взаимопереходах красочных объемов, плоскостей, пятен и масс, на колебании между звуковыми и шумовыми эффектами: по словам композитора, «первоначальными были представления о широкоразветвленных лабиринтах, заполненных звучаниями и нежными шумами». Постепенные и внезапные наплывы, пространственные трансформации становятся главным фактором организации музыкального (времени — насыщенность или легкость, густота или разреженность, неподвижность или быстрота его течения поставлены в прямую зависимость от перемен в «музыкальных лабиринтах». 
Следующий этап в творчестве Лигети знаменовал постепенный переход к динамике. Полоса исканий связана с совершенно беспокойной музыкой в Приключениях и Новых Приключениях (1962-65) — сочинениях для солистов и инструментального ансамбля. Эти опыты в сфере абсурдного театра подготовили выход к крупным традиционным жанрам. Важнейшим достижением этого периода явился Реквием, объединяющий идеи статической и динамической композиции и драматургии.
Во второй половине 1960-х гг. Лигети начинает работать с «более тонкой и хрупкой полифонией», тяготея к большей простоте и камерности высказывания. К этому периоду относятся «Разветвления» для струнного оркестра или 12 солистов (1968-69), «Мелодии» для оркестра (1971), Камерный концерт (1969-70), двойной Концерт для флейты, гобоя и оркестра (1972). В это время композитор увлечен музыкой Ч. Айвза, под впечатлением от которой написано оркестровое произведение «Полифония Сан-Франциско» (1973-74). Лигети много думает и охотно высказывается по проблемам полистилистики, музыкального коллажа. Коллажная техника оказывается ему достаточно чуждой — сам Лигети предпочитает «рефлексии, а не цитаты, аллюзии, а не цитаты». Итог этого поиска — опера «Великий мертвец» (1978), с успехом поставленная в Стокгольме, Гамбурге, Болонье, Париже, Лондоне.
Побывав в 1970-х годах в США, Лигети вдохновляется минимализмом и некоторых своих сочинениях применяет технические приёмы, схожие с теми, что использовали американцы Терри Райли и Стив Райх. В 1978 году появляется его клавесинная пьеса «Венгерский рок», где венгерские национальные мотивы сочетаются с ритмами регтайма в духе тогдашней ретро-моды.
В позднем творчестве (1980-е и 1990-е годы) Лигети увлекается научными исследованиями. Он интересуется теорией хаоса, фрактальной геометрией, искусственным интеллектом и применяет некоторые математические идеи в своей музыке. Ещё одним источником вдохновения для композитора стала традиционная культура народов Африки, Бали, Китая, Явы, Меланезии и Кореи. Например, в некоторых своих фортепианных этюдах он использовал новую концепцию, основанную на вокальной и ритмической полифонии, которая встречается в африканской музыке.

По материалам belcanto.ru , classicalmusicnews.ru и других открытых информационных источников.