Изображения
Цвета
«Народная песня – мой идеал»
07 мая 2023
«Пока есть люди, способные всем сердцем 
откликаться на музыку, и пока именно такой 
отклик будет рождать в них музыка Брамса —
 она, эта музыка, будет жить».
Г. Галь

7 мая исполняется 190 лет со дня рождения немецкого композитора и пианиста, одного из центральных представителей эпохи романтизма Иоганнеса Брамса.

 
Брамсом написано более 80 произведений. Он не написал ни одной оперы, однако работал практически во всех других жанрах (инструментальный концерт, увертюра, кантата, камерная музыка, инструментальные и вокальные миниатюры и др.), особенную славу принесли Брамсу его симфонии. 
Глубокое по содержанию, совершенное по мастерству творчество Брамса принадлежит к замечательным художественным достижениям немецкой культуры второй половины XIX века. В сложный период ее развития Брамс выступал как преемник и продолжатель классических традиций. Он обогащал их достижениями немецкого романтизма. Большие трудности вставали на этом пути. Брамс стремился их преодолеть, обратившись к постижению истинного духа народной музыки, богатейших выразительных возможностей музыкальной классики прошлого.
«Народная песня — мой идеал», — говорил Брамс. Еще в юношеские годы он работал с сельским хором; позднее долгое время провел на посту хорового дирижера и, неизменно обращаясь, к немецкой народной песне, пропагандируя, обрабатывал ее. Именно поэтому музыка его обладает столь своеобразными национальными чертами.
С большим вниманием и интересом Брамс относился к народной музыке других национальностей. Значительную часть жизни композитор провел в Вене. Естественно, что это повлекло за собой включение в музыку Брамса национально-своеобразных элементов австрийского народного творчества. Вена определила также большое значение в творчестве Брамса венгерской и славянской музыки. «Славянизмы» явно ощутимы в его произведениях: в часто применяемых оборотах и ритмах чешской польки, в некоторых приемах интонационного развития, ладовой модуляции. Ярко сказались в ряде сочинений Брамса интонации и ритмы венгерской народной музыки, преимущественно в стиле вербункош, то есть в духе городского фольклора. В. Стасов отмечал, что известные «Венгерские танцы» Брамса являются «достойными своей великой славы».
На склоне лет Брамс обронил знаменательную фразу: «Два самых крупных события моей жизни — это объединение Германии и завершение издания сочинений Баха». Здесь в одном ряду стоят, казалось бы, несопоставимые вещи. Но Брамс, обычно скупой на слова, вложил в эту фразу глубокий смысл. Страстный патриотизм, кровная заинтересованность в судьбах родины, горячая вера в силы народа естественно сочетались у него с чувством восхищения и преклонения перед национальными достижениями немецкой и австрийской музыки. Творения Баха и Генделя, Моцарта и Бетховена, Шуберта и Шумана служили ему путеводными светилами. Он пристально изучал также старинную полифоническую музыку. Пытаясь лучше постичь закономерности музыкального развития, Брамс уделял большое внимание вопросам художественного мастерства. 
Но Брамс не отворачивался от новой музыки: он с чувством истинной симпатии отзывался о многих произведениях своих современников (И. Штрауса, Бизе, Грига, Дворжака). Художественные вкусы Брамса показывают его живым, непосредственным музыкантом, чуждым академической замкнутости.
Сердечность, задушевность музыки Брамса, полнее всего раскрываются в вокальной лирике, которая занимает значительное место в его творческом наследии. В произведениях композитора много также страниц философской лирики. В разработке лирических образов Брамс часто опирался на бытующие жанры и интонации, особенно австрийского фольклора. Он прибегал к жанровым обобщениям, использовал танцевальные элементы лендлера, вальса, чардаша.
Эти образы присутствуют также в инструментальных произведениях Брамса. Здесь острее пробиваются черты драматизма, мятежной романтики, страстной порывистости. В музыке Брамса встречаются и образы, проникнутые бодростью и отвагой, мужественной силой и эпической мощью. Остро конфликтное содержание присуще многим камерно-инструментальным и симфоническим сочинениям. В них воссозданы волнующие душевные драмы, нередко трагического склада. Эти произведения характеризуются взбудораженностью повествования, в их изложении есть нечто рапсодичное. 
Но свобода выражения в наиболее ценных сочинениях Брамса сочетается с железной логикой развития: кипящую лаву романтических чувств стремился облечь в строгие классические формы. 
Таким он предстает в своем творчестве. Оно насыщено волнующим жизненным содержанием. Его музыка полна тревоги за судьбы человека, несет слова любви и утешения. 

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.