Изображения
Цвета
Кто из скрипачей не знает этого имени!
17 февраля 2023
«Корелли-композитор и Корелли-виртуоз неразрывны между собой. Оба утвердили в скрипичном искусстве стиль…, сочетавший глубокую жизненную содержательность музыки с гармоничным совершенством формы, итальянскую эмоциональность с полным господством разумного, логического начала».
К. Розеншильд

17 февраля исполняется 370 лет со дня рождения выдающегося итальянского скрипача и композитора Арканджело Корелли, чье творчество оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII — первой половины XVIII в. 



«Корелли... Кто из скрипачей не знает этого имени! – пишет Л. Раабен,  – Юные воспитанники музыкальных школ и училищ штудируют его сонаты, а его Concerti grossi звучат в залах филармоний в исполнении прославленных мастеров… когда думаешь о нем, то невольно сравниваешь созданную им чистую и благородную музыку с искусством ваятелей, зодчих и живописцев эпохи Возрождения. Мудрой простотой церковных сонат она напоминает картины Леонардо да Винчи, а светлой сердечной лирикой и гармоничностью камерных сонат — Рафаэля».

Арканджело Корелли по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Многие крупнейшие композиторы последующей эпохи, включая И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, высоко ценили инструментальные его сочинения. Он проявил себя не только как композитор и замечательный скрипач-исполнитель, но и как педагог (школа Корелли насчитывает целую плеяду блестящих мастеров) и дирижер (он был руководителем различных инструментальных ансамблей). Творчество Корелли и его многообразная деятельность открыли новую страницу в истории музыки и музыкальных жанров.

Корелли отличался исключительной требовательностью к сочиняемой музыке, сочинения его сравнительно немногочисленны. Хотя он начал заниматься композицией еще в 70-е годы XVII века и интенсивно работал всю жизнь, однако из всего написанного опубликовал лишь 6 циклов (opus 1—6), составивших стройное здание его творческого наследия: 12 церковных трио-сонат (1681); 12 камерных трио-сонат (1685); 12 церковных трио-сонат (1689); 12 камерных трио-сонат (1694); сборник сонат для скрипки соло с басом — 6 церковных и 6 камерных (1700) и 12 Больших концертов (concerto grosso) — 6 церковных и 6 камерных (1712).
Творчество Корелли включает два основных жанра: сонаты и концерты. Жанр сонаты именно в творчестве Корелли сформировался в том виде, в каком он характерен для доклассической эпохи. Сонаты Корелли делятся на две группы: церковные и камерные. Они различаются как по исполнительскому составу (в церковной сонате аккомпанирует орган, в камерной — клавесин), так и по содержанию (церковная отличается строгостью и углубленностью содержания, камерная близка танцевальной сюите). Инструментальный состав, для которого сочинялись подобные сонаты, включал два мелодических голоса (две скрипки) и аккомпанемент (орган, клавесин, viola da gamba), поэтому их называют трио-сонатами. Собрание сольных скрипичных сонат Корелли венчает «Фолия» — 23 вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения. Тема знаменитой «Фолии» Корелли впоследствии была использована Ф. Листом (Испанская рапсодия) и С. В. Рахманиновым (Вариации на тему Корелли).
Концерты Корелли также стали выдающимся явлением в этом жанре. Жанр concerto grosso существовал задолго до Корелли. Он был одним из предшественников симфонической музыки. Идеей жанра было своеобразное соревнование группы солирующих инструментов (в концертах Корелли эту роль выполняют две скрипки и виолончель) с оркестром: концерт, таким образом, строился как чередование solo и tutti. Двенадцать концертов Корелли, написанные в последние годы жизни композитора, стали одной из самых ярких страниц в инструментальной музыке начала XVIII в. Они и сейчас являются едва ли не самым популярным произведением Корелли. 
Когда этого требовали художественные замыслы, Корелли не останавливался перед нарушением канонизированных правил. Второй сборник его трио-сонат вызвал спор в среде болонских музыкантов. Многие из них протестовали против примененных там «запретных» параллельных квинт. В ответ на обращенное к нему недоуменное письмо, сознательно ли он это сделал, Корелли ответил язвительно резко и обвинил своих оппонентов в незнании элементарных правил гармонии: «Я не вижу, насколько велики их знания сочинений и модуляций, потому что, если бы они были подвинуты в искусстве и разбирались в его тонкостях и глубине, то знали бы, что такое гармония и как она может очаровывать, возвышать человеческий дух, и они не были бы так мелочны — качество, которое обычно порождается невежеством».
Стиль сонат Корелли кажется теперь сдержанным и строгим. Однако при жизни композитора его сочинения воспринимались иначе. Итальянские сонаты «потрясают! чувства, воображение и душу, — писал аббат Рагенэ, — скрипачи, которые их исполняют, подчиняются их захватывающей бешеной власти; они терзают свои скрипки, будто одержимые».
Судя по большинству биографий, Корелли обладал уравновешенным характером, что проявлялось и в игре. Однако Хаукинс в «Истории музыки» пишет: «Человек, видевший его играющим, утверждал, что во время исполнения глаза его наливались кровью, становились огненно-красными, и зрачки вращались как в агонии». Поверить такому «красочному» описанию трудно, но зерно истины, возможно, в нем есть.
Корелли был очень скромен в личной жизни. Единственным богатством его жилища являлась замечательная коллекция картин и инструментов, обстановка же состояла из кресла и табуретов, четырех столов, из которых один был алебастровым в восточном стиле, простой кровати без балдахина, алтаря с распятием и двух комодов. Гендель сообщает, что обычно Корелли одевался в черное, носил темное манто, ходил всегда пешком и протестовал, если ему предлагали коляску. Приблизительно в 1697 году один из его именитых учеников — английский лорд Эдиньюмб заказал художнику Гуго Говарду портрет Корелли. Это единственное из существующих изображений великого скрипача. Крупные черты его лица величавы и спокойны, мужественны и горды. Таким он и был в жизни, простым и гордым, мужественным и человечным.

 По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.