«Мне очень повезло!»
10
февраля 2023
10 февраля исполняется 120 лет со дня рождения советского композитора, народного артиста СССР Матвея Блантера.
Матвей Блантер — крупнейший советский композитор-песенник. Всего им было написано более чем 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетты, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам.
Из воспоминаний Матвея Исааковича Блантера:
«Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль...
Я не страдаю манией величия, отдаю себе отчет в том, что работаю всего лишь в области популярной музыки. Так уж повелось с давних времен, что песенки и даже песни, как бы широко известны они ни становились, уходят из жизни, не в пример классической, большой, как я ее называю, музыке, которая в лучших своих образцах живет века. Возраст обязывает меня трезво оценивать успех некоторых моих песен в смысле их долголетия. И чем старше я становился, тем все более и более укреплялся во мнении, что лишь те песни, истоки которых народны, могут существовать довольно продолжительный срок. Кроме истоков успех песни определяет, прежде всего, стихотворный материал. Убежден, если есть у меня песенные удачи, то я обязан разделить их с поэтами, с которыми вместе работал.
Мне очень повезло!..»
Фрагмент статьи композитора Сергея Эдуардовича Колмановского «Блантер – композитор уникальной творческой судьбы»:
«Матвея Исааковича Блантера по праву называют корифеем, патриархом и даже одним из творцов советской песни. В связи с этим именем сразу вспоминается легендарная «Катюша». Композитор уже вошёл бы в историю, если бы написал только её одну. Но биография Блантера богата не только этой удачей.
Матвей Блантер — композитор уникальной творческой судьбы. Достигнув феноменального успеха, он потом в течение десятилетий как бы равнялся на свой же величайший успех. Покой ему, как принято говорить, только снился, особенно когда началась война. Её грозную атмосферу композитор сумел «схватить» и передать буквально сразу после правительственного сообщения. Его знаменитая песня «До свиданья, города и хаты!» (стихи М. Исаковского) была написана в первый день войны. А потом появился ставший необыкновенно популярным вальс «В лесу прифронтовом», тоже на стихи М. Исаковского. Этот выдающийся поэт сотрудничал почти исключительно с Блантером. Часто Матвей Исаакович обращался к уже опубликованным стихам Исаковского (и не только его), но подлинную славу им приносила именно музыка. Подлинным шедевром лирики военных лет стала песня «Моя любимая» (стихи Евгения Долматовского). Во время войны Блантер сумел создать такое количество замечательных песен, что впоследствии Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии мог дать концерт, состоящий только из самых известных военных песен Матвея Исааковича. Эта тема не оставляла Блантера и после Победы. Достаточно назвать его балладу «Враги сожгли родную хату» (стихи М. Исаковского), которую очень долго не пускали в эфир в силу её трагизма, а также упоминания «горькой бутылки». Как и раньше, после войны Блантер писал песни разного настроения и на разные темы. Тут и воспоминание о войне «Солнце скрылось за горою» (стихи А. Коваленкова) и лирическая зарисовка «В городском саду» (стихи А. Фатьянова) и трогательная «Колыбельная» (стихи М. Исаковского).
Композитор продолжает развивать и патриотическую тему, но трактует её лиричнее, чем раньше. До войны Блантер чаще обращался к маршу, как, например, в песне «Партизан Железняк» (стихи М. Голодного). А позже его патриотическое творчество стало более «романсовым»: «Пшеница золотая» (стихи Г. Виноградова), «Летят перелётные птицы» (стихи М. Исаковского).
… Блантер был отмечен всеми возможными регалиями, включая звание Героя Социалистического Труда (до него такая честь выпала только одному композитору-песеннику — Василию Соловьёву-Седому). Но Матвей Исаакович принадлежит к той когорте творцов, которые становились подлинно народными задолго до получения звания заслуженного. Его привлекал русский фольклор. Это явно слышится в таких произведениях, как «Песня о Щорсе» (стихи Михаила Голодного), «Полюбила я парнишку», «Лучше нету того цвета», «Край мой смоленский» (все три на стихи Исаковского), «Кони-звери», «Черноглазая казачка» (обе на стихи Ильи Сельвинского). Как и у всякого советского композитора-песенника, у Блантера иногда слышатся одесские интонации: «Песня военных корреспондентов» (стихи Константина Симонова), да и та же «Катюша».
… Жанр танцевальной развлекательной песенки был тоже очень близок Матвею Исааковичу. Наряду с «Джоном Греем» можно вспомнить такой популярный фокстрот, как «Грустить не надо» (в обоих случаях стихи Владимира Масса).
Совершенно уникальны успехи Блантера в жанре куплета. Это, может быть, самый трудный вид песни — уже потому, что куплеты исполняются не певцом, а эстрадным юмористом… Можно смело назвать высшим достижением этого жанра куплеты Блантера, написанные для Аркадия Райкина («Это было летом», «Ах, где же ты, мороженое?», «Ты ласточка моя» и другие) …
Наконец, совершенно беспрецедентна судьба мотива, длящегося несколько секунд, который стал заставкой футбольных матчей. Разве мало было написано бодрых мелодий, которые по всем параметрам годились бы для того, чтобы быть сыгранными перед спортивной радио- или телепередачей? Но только Блантеру удалось придумать ту интонацию, без которой люди десятками лет не представляли себе ни одну трансляцию футбольного матча.
Таким творческим диапазоном: от эпохальных песен, трагических или величественных, до незатейливого мотивчика для эстрадного сатирика — не мог бы похвастаться ни один композитор-песенник. У Матвея Блантера не было последовательного и законченного композиторского образования. Но в данном случае это не имеет никакого значения. Потому что, по меткому выражению Всеволода Мейерхольда, «в искусстве гораздо важнее догадываться, чем знать». Неповторимость волшебного мелодического дара Блантера, его способность почувствовать и передать подлинные чаяния соотечественников позволяют сказать: не учебники для Блантера, а Блантер для учебников».
По материалам stmegi.com и других открытых информационных источников.
Матвей Блантер — крупнейший советский композитор-песенник. Всего им было написано более чем 200 песен, сюиты для голоса с оркестром, оперетты, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам.
Из воспоминаний Матвея Исааковича Блантера:
«Можно сказать, что с музыкой я познакомился совершенно случайно. Мне было лет семь. Мама послала меня за чем-то к соседке, и там я увидел открытый рояль. Нажал клавишу старого, разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой. Со слезами упросил отца откупить у соседки этот старый рояль...
Я не страдаю манией величия, отдаю себе отчет в том, что работаю всего лишь в области популярной музыки. Так уж повелось с давних времен, что песенки и даже песни, как бы широко известны они ни становились, уходят из жизни, не в пример классической, большой, как я ее называю, музыке, которая в лучших своих образцах живет века. Возраст обязывает меня трезво оценивать успех некоторых моих песен в смысле их долголетия. И чем старше я становился, тем все более и более укреплялся во мнении, что лишь те песни, истоки которых народны, могут существовать довольно продолжительный срок. Кроме истоков успех песни определяет, прежде всего, стихотворный материал. Убежден, если есть у меня песенные удачи, то я обязан разделить их с поэтами, с которыми вместе работал.
Мне очень повезло!..»
Фрагмент статьи композитора Сергея Эдуардовича Колмановского «Блантер – композитор уникальной творческой судьбы»:
«Матвея Исааковича Блантера по праву называют корифеем, патриархом и даже одним из творцов советской песни. В связи с этим именем сразу вспоминается легендарная «Катюша». Композитор уже вошёл бы в историю, если бы написал только её одну. Но биография Блантера богата не только этой удачей.
Матвей Блантер — композитор уникальной творческой судьбы. Достигнув феноменального успеха, он потом в течение десятилетий как бы равнялся на свой же величайший успех. Покой ему, как принято говорить, только снился, особенно когда началась война. Её грозную атмосферу композитор сумел «схватить» и передать буквально сразу после правительственного сообщения. Его знаменитая песня «До свиданья, города и хаты!» (стихи М. Исаковского) была написана в первый день войны. А потом появился ставший необыкновенно популярным вальс «В лесу прифронтовом», тоже на стихи М. Исаковского. Этот выдающийся поэт сотрудничал почти исключительно с Блантером. Часто Матвей Исаакович обращался к уже опубликованным стихам Исаковского (и не только его), но подлинную славу им приносила именно музыка. Подлинным шедевром лирики военных лет стала песня «Моя любимая» (стихи Евгения Долматовского). Во время войны Блантер сумел создать такое количество замечательных песен, что впоследствии Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии мог дать концерт, состоящий только из самых известных военных песен Матвея Исааковича. Эта тема не оставляла Блантера и после Победы. Достаточно назвать его балладу «Враги сожгли родную хату» (стихи М. Исаковского), которую очень долго не пускали в эфир в силу её трагизма, а также упоминания «горькой бутылки». Как и раньше, после войны Блантер писал песни разного настроения и на разные темы. Тут и воспоминание о войне «Солнце скрылось за горою» (стихи А. Коваленкова) и лирическая зарисовка «В городском саду» (стихи А. Фатьянова) и трогательная «Колыбельная» (стихи М. Исаковского).
Композитор продолжает развивать и патриотическую тему, но трактует её лиричнее, чем раньше. До войны Блантер чаще обращался к маршу, как, например, в песне «Партизан Железняк» (стихи М. Голодного). А позже его патриотическое творчество стало более «романсовым»: «Пшеница золотая» (стихи Г. Виноградова), «Летят перелётные птицы» (стихи М. Исаковского).
… Блантер был отмечен всеми возможными регалиями, включая звание Героя Социалистического Труда (до него такая честь выпала только одному композитору-песеннику — Василию Соловьёву-Седому). Но Матвей Исаакович принадлежит к той когорте творцов, которые становились подлинно народными задолго до получения звания заслуженного. Его привлекал русский фольклор. Это явно слышится в таких произведениях, как «Песня о Щорсе» (стихи Михаила Голодного), «Полюбила я парнишку», «Лучше нету того цвета», «Край мой смоленский» (все три на стихи Исаковского), «Кони-звери», «Черноглазая казачка» (обе на стихи Ильи Сельвинского). Как и у всякого советского композитора-песенника, у Блантера иногда слышатся одесские интонации: «Песня военных корреспондентов» (стихи Константина Симонова), да и та же «Катюша».
… Жанр танцевальной развлекательной песенки был тоже очень близок Матвею Исааковичу. Наряду с «Джоном Греем» можно вспомнить такой популярный фокстрот, как «Грустить не надо» (в обоих случаях стихи Владимира Масса).
Совершенно уникальны успехи Блантера в жанре куплета. Это, может быть, самый трудный вид песни — уже потому, что куплеты исполняются не певцом, а эстрадным юмористом… Можно смело назвать высшим достижением этого жанра куплеты Блантера, написанные для Аркадия Райкина («Это было летом», «Ах, где же ты, мороженое?», «Ты ласточка моя» и другие) …
Наконец, совершенно беспрецедентна судьба мотива, длящегося несколько секунд, который стал заставкой футбольных матчей. Разве мало было написано бодрых мелодий, которые по всем параметрам годились бы для того, чтобы быть сыгранными перед спортивной радио- или телепередачей? Но только Блантеру удалось придумать ту интонацию, без которой люди десятками лет не представляли себе ни одну трансляцию футбольного матча.
Таким творческим диапазоном: от эпохальных песен, трагических или величественных, до незатейливого мотивчика для эстрадного сатирика — не мог бы похвастаться ни один композитор-песенник. У Матвея Блантера не было последовательного и законченного композиторского образования. Но в данном случае это не имеет никакого значения. Потому что, по меткому выражению Всеволода Мейерхольда, «в искусстве гораздо важнее догадываться, чем знать». Неповторимость волшебного мелодического дара Блантера, его способность почувствовать и передать подлинные чаяния соотечественников позволяют сказать: не учебники для Блантера, а Блантер для учебников».
По материалам stmegi.com и других открытых информационных источников.