«Эти сочинения — исповедь венгерской души»
17
декабря 2022
«Его искусство занимает в современной музыке особое место благодаря особенностям, связывающим его с наиболее характерными поэтическими проявлениями венгерской души: героической лирике, восточному богатству фантазии, сжатости и дисциплинированности выражения, а больше всего благодаря буйному цветению мелодий». Б. Сабольчи
16 декабря исполнилось 140 лет со дня рождения венгерского композитора, ученого-фольклориста, педагога, просветителя Золтана Кодая.
Золтан Кодай — выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист — глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Как и Бела Барток, Кодай создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.
В 1900-10 годы его деятельность развертывается во многих областях: он пишет музыку; продолжает систематическое собирание и исследование венгерского крестьянского фольклора, выступает в печати как музыковед и критик, активно участвует в музыкально-общественной жизни страны. В сочинениях Кодая этих годов — фортепианных и вокальных циклах, квартетах, камерно-инструментальных ансамблях — органично сочетаются традиции классической музыки, творческое претворение особенностей венгерского крестьянского фольклора и современные новации в области музыкального языка. Его произведения получают противоречивые оценки критики и музыкальной общественности Венгрии. Консервативная часть слушателей и критиков видит в Кодае только ниспровергателя традиций, дерзкого экспериментатора и лишь немногие дальновидные музыканты связывают с его именем будущее новой венгерской композиторской школы.
В период образования Венгерской республики (1919) Кодай был заместителем директора Государственной высшей школы музыкального искусства им. Ф. Листа (так была переименована музыкальная академия); вместе с Б. Бартоком и Э. Донаньи он вошел в состав музыкальной Директории, ставившей своей целью преобразование музыкальной жизни страны. За эту деятельность Кодай подвергся гонениям и был на два года отстранен от работы в школе.
1920-30-е годы — период расцвета творчества Кодая, он создает произведения, принесшие ему мировую известность и признание: «Венгерский псалом» для хора, оркестра и солиста (1923); оперу «Секейская прядильня» (1924, 2-я ред. 1932); героико-комическую оперу «Хари Янош» (1926). «Те Deum Будайской крепости» для солистов, хора, органа и оркестра (1936); Концерт для оркестра (1939); «Танцы из Марошсека» (1930) и «Танцы из Таланты» (1939) для оркестра и другие.
Одновременно Кодай продолжал активную научно-исследовательскую деятельность в области фольклористики. Он разработал свой метод массового музыкального просвещения и воспитания, основой которого стало постижение народной музыки с самых ранних лет, впитывание ее как родного музыкального языка. Метод Кодая получил широкое признание и развитие не только в Венгрии, но и во многих других странах. Д. Б. Кабалевский отмечал: «Золтан Кодай как композитор внес огромный творческий вклад в практическое осуществление своих педагогических идей. Не ограничившись большим количеством художественных обработок народных песен, рассчитанных на применение в школьной практике, для лучшего их усвоения и систематизированного вхождения учащихся зачастую в весьма сложный песенный материал он написал великое множество специальных упражнений».
Перу Золтана Кодая принадлежит 200 книг, статей, методических пособий, в том числе монография «Венгерская народная музыка» (1937, переведена на русский язык). Кодай был также президентом Международного совета по народной музыке (1963-67).
В течение долгих лет композитор сохранял творческую активность. Среди его сочинений послевоенного периода получили известность опера «Цинка Панна» (1948), Симфония (1961), кантата «Каллаи Кеттеш» (1950). Кодай выступал также в качестве дирижера с исполнением собственных произведений. Он побывал во многих странах, дважды приезжал в СССР (1947, 1963).
Характеризуя творчество Золтана Кодая, его друг и соратник Бела Барток писал: «Эти сочинения — исповедь венгерской души. Внешне это объясняется тем, что творчество Кодая уходит своими корнями исключительно в венгерскую народную музыку. Внутренняя же причина — безграничная вера Кодая в творческую силу своего народа и его будущее».
По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.