Изображения
Цвета
Музыкальный портрет русского купечества
28 ноября 2022

27 ноября артисты филармонии представили в тульском филиале ГИМ новую программу, посвященную открывающейся в музее выставке «Купеческий портрет».

Тема выставки определила формат программы: это рассказ об истории русского купечества, его формирования и становления, но рассказ музыкальный.

«Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город… Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки, на лотках льет конопляное масло на гречишники, весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни, как и что зашито и что к чему как пришито… А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите — его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса…», - писал Ф. И. Шаляпин в своих воспоминаниях «Маска и душа».

Первое поколение русских купцов действительно помнило о своих крестьянских корнях и было тесно связано с народной традиционной культурой, в том числе – и музыкальной. В первой части программы фольклорный ансамбль «Усладушка» (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Марина Федосеева) представил блок народных песен – ярмарочных, плясовых, лирических…

С 20-х гг. XIX в. представители купеческого сословия постепенно меняют образ жизни, вкладывают деньги в образование детей, интересуются различными видами искусства – театром, живописью, музыкой - и начинают активно заниматься благотворительностью и меценатством. Эпоху конца XIX – начала XX века называют «купеческим ренессансом».

Ведущая программы, музыковед Ольга Окнинская, в частности, рассказала о дружбе известного мецената Павла Михайловича Третьякова, любившего музыку и поддерживавшего важные музыкальные проекты, с основателем Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге, инициатором открытия первой консерватории в России, пианистом и композитором Антоном Рубинштейном.

Произведения А. Рубинштейна, а также А. Глазунова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича – композиторов, которые, кстати, происходили именно из купеческих семей, прозвучали в исполнении ансамбля скрипачей (художественный руководитель – Наталья Львова). В программу выступления ансамбля также были включены сочинения Б. Сметаны, В. Килляра и П. Сарасате. Любопытный факт: Пабло Сарасате приезжал в Россию четырежды, играл в ансамбле с Антоном Рубинштейном и другими музыкантами и восторженно отзывался о русском гостеприимстве…