Изображения
Цвета
Книга жизни русской музыки: «Колокола» Рахманинова и Пятая симфония Чайковского
21 ноября 2022

20 ноября в Концертном зале Тульской филармонии состоялся второй концерт абонемента № 8 «Вечера с Тульским симфоническим». Тульская публика услышала в этот вечер два знаковых произведения русской музыки: поэму для хора, трех солистов и оркестра Сергея Васильевича Рахманинова «Колокола» и Пятую симфонию Петра Ильича Чайковского.

2023 год – юбилейный год Рахманинова. Надеемся, что весь музыкальный мир будет отмечать 150-летие со дня рождения композитора. 6 ноября этого же года исполнится 130 лет со дня смерти Петра Ильича. Такие даты не празднуют, но помнят. Жизнь и смерть соединила и произведения великих композиторов, ставших символом русской культуры. Оба сочинения посвящены вечной теме искусства и поискам наших ответов на самые главные вопросы: откуда и зачем мы пришли в этот мир? Чем этот приход закончится? Непростые вопросы требуют непростых ответов, – в данном случае исполнительских и интерпретаторских.

«Колокола» Рахманинова ведут нас по заколдованному пути именно русской жизни. Это путь от колыбели до могилы, и сопровождается он тайными и явными знаками. Знак первый – звук: колокольчики – свадебные колокола – набат катастрофы – похоронный звон. Знак второй – символы четырёх этапов жизни (серебро рождения – золото юности – медный вкус катастрофы – железный привкус погребального колокола). Знак третий – преображение огненной тайнописи (сиянье манящих звёзд – блеск неведомых очей – безумный огонь пожара – потухшие глаза).

Волны света и тьмы буквально ниспадали на слушателей в этот вечер: хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист СССР Владислав Чернушенко) парил над залом, расположившись на левой и правой стороне балкона. Не было и традиционной расстановки хора по голосам. Сопрано и альты, тенора и басы стояли в шахматном (квартетном) порядке, и их шёпот, рокот, завывание поймали и вели ту ноту ужаса, которая и есть смысл апокалиптического полотна Рахманинова. В тон хоровому полотну звучали голоса солистов: сопрано Виктории Латышевой, тенор заслуженного артиста России Олега Трофимова, баритон Николая Курбатова.

Второе отделение было посвящено музыке Петра Ильича. Пятая симфония, предшественница симфонии-реквиема № 6, - исповедальная пропасть между жизнью и смертью. Итог этой битвы и работы на износ Тульского симфонического оркестра – выход из равновесного бега жизни, глубочайшее эмоциональное потрясение публики.

Виновник симфонических откровений концерта – народный артист России Александр Чернушенко, представитель петербургской дирижерской школы, хорошо известный тулякам по прошлому концертному сезону. Музыкант с большой буквы, один из ведущих дирижеров России, Александр Владиславович прожил вместе с публикой этот нелегкий звуковой путь.

Концерт прошёл в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», которую, начиная с 2003 года, реализуют Министерство культуры Российской Федерации и Московская государственная академическая филармония. Ее цель - обеспечить равный доступ к культурным ценностям жителям различных регионов нашей страны.