Изображения
Цвета
С вас курочка – с нас петушок, или Об обычаях тульской свадьбы
12 мая 2022
У наших предков было много праздников, но некоторым из них придавалось особенное значение, ведь они происходили лишь один раз за всю жизнь. Одним из таких событий была свадьба. Разводов в те времена не существовало, поэтому свадебные обряды имели целью привлечь к молодым счастье, взаимопонимание и любовь на долгие-долгие годы. Познакомиться с обычаями русской свадьбы туляки смогли на прошедшем в областной филармонии концерте фольклорного ансамбля «Услада».

Программа «Тульская свадьба» – одна из самых старых в репертуаре «Услады», а в следующем году ансамбль отметит 25 лет! Тогда, в 90-е, худрук и главный хормейстер коллектива Марина Федосеева вместе с Еленой Рудневой (ныне – директор филармонии), Алексеем Ченцовым (в наши дни – руководитель научного центра «Археология и реставрация» музея-заповедника «Куликово Поле») и с выпускниками колледжа им. А.С. Даргомыжского, которые и вошли потом в первый состав ансамбля, отправилась в районы Тульской области за сбором поистине уникального этнографического материала – народных песен, присказок, прибауток, частушек, еще сохранившихся в памяти жителей отдаленных поселений. Собирали буквально по крупицам: песню от одной бабушки, фразочку от другой.

– Я очень люблю выражение «У того народа нет будущего, который не помнит своего прошлого». Я считаю, что это великие слова. Если мы помним, откуда мы родом, какие песни пели наши прапрабабушки и прапрадедушки, то мы будем сильнее. Знаете, мы много ездим по городам, фестивалям, общаемся с представителями разных народов. Так вот, если попросить ребенка какой-нибудь народности – чеченца, осетина, грузина – станцевать его народный танец, он обязательно это сделает. А если попросим об этом же русского ребенка… Увы, наши дети плохо знают свою культуру, – отмечает Марина Федосеева.

Поэтому одна из задач «Тульской свадьбы» – сохранить, возродить и популяризировать русские народные традиции, чтобы люди всех поколений не забывали о своих корнях. «Всколыхнуть генетическую память», как выразилась худрук «Услады».

Современному зрителю многое в программе может быть непонятно. Чтобы избежать неясностей, перед каждым обрядом, который демонстрируется на сцене, идет короткий рассказ-объяснение о том, что из себя представляет обряд, зачем нужен.

Также всё действо сопровождается песнями – теми самыми, которые в далекие 90-е исследователи записали в деревнях нашего региона. Марина Федосеева подчеркивает: тульская песня считается достаточно сложной вокальной культурой. Зачастую трудно понять слова из-за большого количества распевов, которые были нормой для наших предков и непривычны для нас. Для тех, кто испытывают трудности с пониманием, на сцене проецируются слова, которые поют артисты. Кстати, песен в программе очень и очень много: из Чернского района, Одоевского, Суворовского, Арсеньевского, Белевского…

Итак, что же такое свадьба в понимании наших предков?

Начиналось всё со сговора, в ходе которого семьи договаривались поженить молодых. На нем присутствовали сваты с обеих сторон, которые нахваливали жениха и невесту, обсуждали, подходят ли они друг другу, говорили о выкупе и приданом. Итогом сговора было согласие на свадьбу.

– Еще один из обрядов – девичник. Проводился он за три дня до самой свадьбы. В этот день к невесте приходят ее подружки. Они поют ей особые песни, помогают доделать подарки – ведь тогда девочка с пятилетнего возраста вышивала, в частности, рубашки будущему жениху, всем его братьям-сестрам и другим родственникам. На девичнике была традиция, которая меня доводит до слез, – невеста обязательно должна выть, то есть плакать. Считалось, чем больше ты поплачешь перед самим свадебным обрядом, тем меньше будешь плакать в замужней жизни. Кстати, в нашей Тульской губернии плакали немного, но, к примеру, в традиции северных народов девушка вообще не могла разговаривать – а только выть. Сейчас же на свадьбах наоборот – если невеста рыдает, ее все уговаривают: не плачь, всё у тебя будет хорошо, – рассказывает Марина Федосеева.

В целом свадебные обычаи у наших предков, живущих на разных территориях, были схожи, однако всё же имели отличительные черты. Так, к примеру, худрук «Услады» сходу называет две традиции, характерные именно для тульской земли.

Первый – выкуп косы невесты.

– Вот представьте: пришли жених с дружками, выкупили невесту, подарки всем подарили, вот-вот должны забрать девушку… «А косу-то невестину мы вам не отдадим!» – вдруг говорят им. Бабушки рассказывали, что были случаи, когда брали серп, держали над косой и говорили: «Мало дашь – мы ее отрежем». Даже могли немного надрезать для острастки. Звучали такие фразы: «девка ваша – коса наша», «дайте полтину – косу покину», то есть отпущу, – вспоминает Марина Федосеева.

Был и еще один обряд у туляков. Если сговор прошел удачно и сваты договорились о свадьбе, жениху мазали волосы репейным маслом. Для здоровья, думаете? Ан нет. Бабушки рассказывали «Усладе», что цель такого действа – «примаслить» жениха к невесте, чтобы у них всё было хорошо в семейной жизни.

– Как видите, все свадебные обряды наших предков были направлены на то, чтобы жених с невестой прижились. Мы же знаем из истории, что часто они впервые виделись только в день свадьбы. Поэтому было важно, чтобы в семейной жизни молодые нашли общий язык, – говорит Марина Федосеева. – Свадьба на Руси – это, по своей сути, хороший спектакль, в котором все участники играли определенные роли. Каждое действие, каждое слово повторялись из года в год, из свадьбы в свадьбу. Всё имело свое значение. Представляете, какая глубина, какой смысл заложен во всём?

А что же в наши дни – осталось ли что-то от народных традиций? Разумеется.

Пожалуй, самый яркий обычай, практически не изменившийся с тех пор, – встреча хлебом-солью.

– Хлеб – это не только еда, это еще символ домашнего очага. Молодоженов после венчания караваем встречает мать жениха – это всем известно. Но мало кто помнит, что на само венчание их должна провожать мать невесты – тоже с хлебом, символизирующим дом, который невеста покидает! Кстати говоря, и само венчание – это тоже традиция. Сегодня многие молодые решают вдобавок к росписи в ЗАГСе еще и обвенчаться, – подчеркивает Марина Федосеева.

Благословение невесты с женихом иконой. Завязывание рук молодых рушником – как символ объединения. Прикалывание булавки на нижнюю часть платья невесты, чтобы уберечь ее от сглаза. Это лишь малая часть традиций, сохранившихся до наших дней. Да, они немного преобразились, трансформировались, подстраиваясь под современные реалии, но сохранили свою суть. Иными словами – связь поколений живет и по сей день.

С вас курочка – с нас петушок, или Об обычаях тульской свадьбы