Заслуженный артист РФ Владислав Лаврик: Тульский филармонический симфонический оркестр – часть моей души
02
февраля 2022
Есть у Тульской областной филармонии традиция: каждый год отмечать день рождения Иосифа Михайловского, чье имя она носит, особенным концертом. В 2022-ом, правда, выступление немного сместила эпидситуация. Но обыкновение нарушено не будет, а пандемия… Даже ее можно поставить на службу Музыке, - уверен собеседник «ТИ» - художественный руководитель и главный дирижер Тульского филармонического симфонического оркестра, заслуженный артист РФ Владислав Лаврик.
- То, что было намечено оркестром на сезон, в силе?
- Все, что задумывали, мы провели на высоком уровне. Хотелось бы, конечно, чтобы как можно больше публики приходило, но в данной ситуации мы радовались уже тому, что была возможность выступать, и люди шли на концерты. Каждый концерт транслировался, и замечательно, что таким образом существенно расширяется круг зрителей, слушателей. Мы отслеживаем статистику, и могу сказать, что каждое выступление посмотрели в трансляции не менее тысячи человек.
- Созданная тульской филармонией возможность смотреть концерты в открытом доступе не отразилась на количестве желающих посетить живые выступления оркестра?
- Нет, конечно. Естественно, сейчас действуют определенные ограничения, но все, кого мы можем пригласить для прослушивания в зале, так же охотно идут на встречу с живой музыкой. Трансляции не отбирают у нас слушателей. Наоборот, те, кто не может лично присутствовать на наших концертах по каким-либо причинам – болеет в этот момент, опасается заболеть, не может купить билет – всегда могут обратиться к записи и быть участником нашего выступления. Мы не теряем ни одного из своих друзей-слушателей. И это – не единственная сторона ограничительного периода, которую можно обратить в свою пользу.
- Какие же плюсы вы смогли извлечь из этой ситуации?
- Записи! Это очень важно для оркестра, и это направление мы активно сейчас развиваем. В ближайших планах – сотрудничество с легендарной компанией «Мелодия», мы будем записывать музыку Гайдна, Гуммеля, Неруды. Также я планирую начать записывать Первую симфонию Брамса – это музыка невероятной красоты и большого значения, с которой наш оркестр уже выступал, и есть замысел вновь выступить с этой симфонией – в следующем сезоне в концертном зале «Зарядье».
- А какова будет дальнейшая судьба этих записей? Альбом, пластинка? Фондовое хранение, коммерческое распространение или размещение в Сети?
- Записи будут лежать в интернет-сервисах, и каждый, кто имеет доступ к современным сетевым ресурсам, сможет их прослушать. Что касается выпуска музыки на физических носителях, сейчас это имеет меньший спрос, но, возможно, мы сделаем и пластинки. Популярность винила возвращается, сейчас уже становится модным иметь дома проигрыватель пластинок. Это особое звучание, определенный шарм. Так что, возможно, мы выпустим серию пластинок нашего коллектива. Главное –записи будут! Для оркестра это очень важно: мы должны оставлять о себе память, давать возможность другим поколениям услышать нас, какие мы есть здесь и сейчас. Ведь музыка – сиюминутное искусство. Картину можно единожды написать, и она останется существовать для нескольких поколений, а музыка, как и театр, рождается на сцене и живет в данный момент. Если не сохранить исполнение в записи, оно будет утрачено. Время пандемии, если допустимо так сказать, более комфортно для создания таких записей и трансляций, так как ограничения по концертной деятельности высвобождают определенный временной ресурс.
- С приходом «омикрона» ограничения вновь ужесточаются. Если слово «удаленка» опять прозвучит для оркестра, технически он к этому готов?
- Даже в первую изоляцию мы всегда находились в постоянном взаимодействии. Более того, сделали несколько записей, где участники коллектива писали свои партии независимо друг от друга. Потом смонтировали в одну, как будто все вместе исполняли… Для нас – музыкантов, людей, выступающих перед публикой, конечно, это тяжелый период. Но нужно учиться извлекать из любой ситуации максимально возможную пользу. Я, например, в тот период уделял больше внимания вещам, на которые прежде не хватало времени. Занимался чтением партитур, книг, планированием программ, поиском интересных материалов. В такой момент можно провести перезагрузку самого себя, подумать, порефлексировать. Да и просто провести время с семьей – это очень важно.
- Так сложилось, что именно в этот неоднозначный период вы получили звание заслуженного артиста РФ…
- Это стечение обстоятельств. Просто подошло время. Интервал моей работы с Российским национальным оркестром достиг того этапа, когда можно было подавать документы. По истечении определенного срока, по итогам работы, накопленного опыта – получилось, что пора шагать на новую ступень.
- А для тульской филармонии это что-то меняет? Вы ведь от нас никуда не уйдете?
- Я очень дорожу Тульским филармоническим симфоническим оркестром: дружбой с коллективом, совместным творчеством. Очень ценю творческие связи с руководством филармонии, рад замечательным отношениям с министерством культуры Тульской области – вижу, как они болеют искусством и нашим оркестром в частности; знаю, как доверяют мне в качестве музыкального руководителя коллектива. Конечно, я очень хочу продолжать эту совместную работу. У меня большие планы. Хочу, чтобы наш оркестр стал одним из самых лучших в России. И мы можем это сделать! Безусловно, нам потребуется помощь, нам нужно развиваться, но я знаю, что коллектив поддержат.
Этот оркестр – отдельная часть моей души. Он родился при мне, со мной. Каждый музыкант, который сюда пришел, лично со мной связан, начинал создавать этот коллектив со мной вместе. Конечно, все это очень ценно. Даже бесценно.
- На что приглашаете слушателей в ближайшее время?
- 10 февраля ждем на концертную программу, где прозвучит Реквием Моцарта и «Gloria» Антонио Вивальди. Наш оркестр исполняет эти произведения впервые, а особый тон выступлению зададут несколько аутентичных музыкальных инструментов, позволяющих нам приблизить звучание к барочному. Теорба (басовая разновидность лютни – прим. «ТИ»), натуральные трубы, барочный гобой – все это придаст особенный колорит, важные вкусовые оттенки этим шедеврам.
- Помимо творческих планов, есть ли у вас «творческие мечты»: то, что еще не вошло в афиши, не запланировано, но в замыслах уже присутствует?
- Хотелось бы сыграть еще больше интересной музыки. Для меня сейчас Густав Малер – особое состояние; важно будет сыграть «Весну священную» Стравинского, сюиту из балета «Жар-птица»; очень хочется Прокофьева играть… Сейчас публика вообще очень редко слышит академическую музыку, а еще реже из нее – ту музыку, которая на данный момент находится «со мной». Хотелось бы, чтобы слушатели вместе с нами двигались в понимании музыки, в развитии ее понимания. Чтобы публика была ориентирована не только на популярные произведения, а вместе с любимыми, уже знакомыми мелодиями люди узнавали бы как можно больше новых для себя сочинений. Я хочу, чтобы мы – коллектив и публика – вместе двигались в этом направлении, просвещались и влюблялись в новую академическую музыку.