Изображения
Цвета
Принцесса Шестёрки
19 апреля 2022
К 130-летию со дня рождения Жермен Тайфер
19 апреля исполняется 130 лет со дня рождения французской пианистки и композитора, единственной женщины из знаменитой «Шестерки» Жермен Тайфер.

Taifer-195x300.jpg

Тайфер принадлежат произведения различных жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для различных инструментов, а также сценические произведения.
Долгое время считалось, что творчество Тайфер может быть сведено к серии очаровательных работ для фортепиано, написанных в межвоенный период, и что её карьера композитора закончилась после Второй мировой войны. Однако кроме этих небольших пьес, она сочинила камерную музыку, два фортепианных концерта, три этюда для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, «Кончерто Гроссо» для двух фортепиано, восьми солистов, квартета саксофонистов и оркестра, четыре балета, оперы, две оперетты, а также несколько работ для небольших ансамблей или полного оркестра. Наиболее важные сочинения написаны между 1945 годом и до конца её жизни, 1983 годом. До недавнего времени огромная часть её произведений оставалась неопубликованной. Например, концерт для двух гитар и оркестра долгое время оставался неизвестным широкой публике, он был найден и записан только в 2004 году. 
Премьера концерта для двух гитар и оркестра Жермен Тайфер состоялась в Ваймаре (Германия) 30 июня 2004 года в исполнении немецкого дуэта Крис Билобрам – Кристина Альтманн и оркестра Ваймарской Высшей школы музыки им. Франца Листа (дирижёр Кристиан Шуманн). Крис Билобрам, одна из солисток премьерного исполнения, много лет до этого занималась изучением музыки, написанной женщинами-композиторами для гитары.
Этому большому событию предшествовали тридцать лет поисков и предположений: где находится этот концерт и существует ли он вообще.
Концерт был написан в 1960-е годы для Французского радио и так и не был исполнен в XX веке. Считалось, что Тайфер (всегда доверявшая своим исполнителям) отдала ноты посетившему её гитаристу из Южной Америки с надеждой, что сочинение будет впервые исполнено на том континенте.
Сама Тайфер называла это произведение одним из самых сильных и сожалела, что оно так и не было исполнено. Эти её слова заставили нескольких музыковедов и гитаристов провести множество часов, пытаясь отыскать сочинение в музыкальных архивах и библиотеках.
Исчезнувший манускрипт, которые многие музыковеды и гитаристы искали долгие годы, был случайно найден летом 2003 года в каталоге Французского радио.
Концерт  в четырёх частях, длится примерно 17 минут. Состав оркестра: две флейты, кларнет, фагот, труба, литавры, арфа, челеста и струнные. Форма Концерта больше напоминает стиль «concerto grosso», нежели виртуозный концерт. Гитары часто использованы вместе с арфой и челестой, чем достигается очень интересное звучание с тембральной точки зрения. Язык разнообразен, варьируется от традиционной кантилены в медленной части до атональных эпизодов во второй (Scherzo) и четвёртой частях. Окончание Концерта явно написано под влиянием Южно-Американской народной музыки. Несмотря на эту очевидную стилистическую эклектичность, концерт, тем не менее, остаётся чрезвычайно целостным, логически связанным, гармоничным, и вместе с тем энергичным и поэтически необычным.
«Светлый облик, женственность, изящество и шарм», – так описывает Жермен Тайфер один из знавших ее людей, многие ее называли «принцесса Шестерки». Во времена, когда эмансипация женщин еще только становилась свершившимся фактом, она сумела проявить композиторский талант не в меньшей степени, чем другие участники этого объединения французских композиторов, привнеся неповторимую свежесть и женственность в сочинения группы. 
По материалам musicseasons.org, queenguitar.by и других открытых информационных источников.