Изображения
Цвета
Композитор с «рахманиновской хваткой»
30 марта 2022

К 100-летию со дня рождения Германа Галынина

«Я радуюсь и горжусь тем, что Герман хорошо ко мне относился, ибо я имел счастье знать его и наблюдать за расцветом его огромного таланта».
Из письма Д. Шостаковича

30 марта исполняется 100 лет со дня рождения советского композитора Германа Германовича Галынина, родившегося в Туле.

12101701.jpeg

Расцвет творчества Галынина пришёлся на вторую половину 1940-х и начало 1950-х годов. Оставленное им наследие невелико по количеству, главные сочинения относятся к области хоровых, концертно-симфонических и камерно-инструментальных жанров: оратория «Девушка и смерть» (1950-63), 2 концерта для фортепиано с оркестром (1946, 1965), «Эпическая поэма» для симфонического оркестра (1950), Сюита для струнного оркестра (1949), 2 струнных квартета (1947, 1956), Фортепианное трио (1948), Сюита для фортепиано (1945).

Нетрудно заметить, что большинство произведений написано за пятилетие 1945-50 гг. Именно столько времени трагическая судьба отвела Галынину для полноценного творчества. Фактически все самое значительное в его наследии было создано в студенческие годы.

Найденное в начале пути получило продолжение в дальнейшем творчестве Галынина — прежде всего в фортепианных концертах и в музыке к комедии Дж. Флетчера «Укрощение укротителя» (1944). Уже в училищные годы всех поражала самобытная «галынинская» манера игры на фортепиано, тем более удивительная, что пианистическому искусству он никогда систематически не учился: возможно, это тот редкий случай природной техники владения инструментом. «Под его пальцами все становилось крупным, весомым, зримым... Исполнитель-пианист и творец здесь как бы сливались в единое целое», — вспоминает соученик Галынина А. Холминов. О манере исполнения Галынина вспоминают как об очень строгой, но не академичной, а темпераментной, контрастной и волевой. «Рахманиновская хватка», – сказал как-то о его игре Д. Д. Шостакович.

Галынин был истинно русским художником, с глубоким, острым и современным взглядом на мир. Как и в его личности, в сочинениях композитора пленяют замечательная полнокровность, душевное здоровье, все в них вылеплено крупно, выпукло, значительно. Музыка Галынина напряженна по мысли, явное тяготение к эпичности, картинности высказывания оттеняется в ней сочным юмором и мягкой сдержанной лирикой. На национальную природу творчества указывает и песенный, широкого распева мелодизм, особый «корявоватый» строй гармонии и оркестровки, восходящий к «неправильностям» Мусоргского. С первых же шагов композиторского пути Галынина его музыка стала заметным явлением советской музыкальной культуры, по словам Е. Светланова, — «встреча с музыкой Галынина — это всегда встреча с прекрасным, обогащающим человека, как и все подлинно прекрасное в искусстве».

Как говорил Борис Чайковский, «душа музыки у Галынина всегда своя: импульсивный темпераментный ритм, динамический напор, своеобразная мрачноватая лирика и какой-то особый лад, особая мелодическая интонация. У Галынина свое понимание русского начала в музыке. Его музыку не спутаешь ни с чем».

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников