Изображения
Цвета
«Гагарин виолончели» и «маэстро Слава»
27 марта 2022

К 95-летию Мстислава Ростроповича

27 марта исполняется 95 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича – советского и российского виолончелиста, пианиста, дирижера, композитора, педагога, общественного деятеля.

12112722.jpg

Мстислав Леопольдович – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки, Государственной премии РФ, пятикратный лауреат премии Грэмми, а также обладатель множества других званий и наград.
Как обладатель великолепной техники игры, он был признан лучшим виолончелистом XX века, многие считают Ростроповича лучшим виолончелистом в музыкальной истории. Его выдающиеся интерпретации классических произведений значительно расширили репертуар современных виолончелистов. Мстислав Ростропович также был известен благодаря своей активной общественной и благотворительной деятельности.
На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, С. Прокофьев, Д. Шостакович и Б. Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов XX в. на создание произведений специально для него. Д. Шостакович и С. Прокофьев, Б. Бриттен и Л. Бернстайн, А. Дютийе, В. Лютославский, К. Пендерецкий, Б. Чайковский – всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С. Рихтером, в трио с Э. Гилельсом и Л. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г. Вишневской.
Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорил он.
Личность и деятельность Ростроповича уникальны. Его называют «Гагариным виолончели» и «маэстро Славой». Как справедливо пишут, «своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми». 
***
Мы публикуем некоторые высказывания Мстислава Ростроповича, посвящая их памяти великого артиста.
«Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки».
«Каждого гения при жизни ругают. Только сейчас, в старости, стало для меня ясно — почему. Гения могут ругать, справедливо порой, потому что его не понимают. Это удел всех больших людей, им очень трудно жить и творить. Мы настолько ниже их по интеллекту, таланту, интуиции, что действительно их можем не понимать. А потом… Сейчас уже никто не ругает Бетховена, правда? И Моцарта, и Пикассо, и Дали… А ведь они тоже страдали от непонимания…»
«Мне посчастливилось быть рядом с Шостаковичем и Прокофьевым с самой юности. И они мне очень доверяли, сердцем чувствовали…»
«Секрет исполнения – это когда ты как будто сочиняешь музыку заново».
«Я не знаю, почему в мобильных телефонах должны звучать мелодии Моцарта. Я считаю это хулиганством».
«Не будем баловаться именами гениальных композиторов. Это не новация. Это – издевательство».
«Я неимоверно люблю оперу. Мне хотелось разделить с героями их участь на оперной сцене. Когда стреляли Ленского, я плакал, дирижируя».
«Я ведь играю не звуки, а эмоции, которые ощущал композитор, когда писал свое сочинение. Звуки – это не более чем провода. А в эмоции я включаюсь уже с первой ноты, как только начинает звучать оркестр».
«Наше вечное стремление – быть достойными тех, кому мы поклоняется. Для меня Большой театр – тот же храм, где есть свои боги. Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович».
«Музыка – это исцеление. Музыка зажигает факел добра и может переустроить, усовершенствовать мир».

 По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников