Изображения
Цвета
20 марта в Тульском филиале ГИМа артисты Тульской областной филармонии представили программу «Дюрер глазами музыкантов».
21 марта 2022

В основе программы концерта – стремление показать связь между миром художественного искусства и миром музыки через призму музыкантского восприятия творчества величайшего художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера.

Вся его жизнь пришлась на период Реформации, связанный с именем Мартина Лютера. Возникший в то время лютеранский хорал, постоянно звучавший в церкви, воспитал огромное количество музыкантов, и, вероятно, без него не было бы такого явления, как немецкая музыка XVII и последующих веков, в частности, не было бы музыки барокко.

Музыкальной иллюстрацией этого тезиса, прозвучавшего из уст музыковеда и ведущей программы Ольги Окнинской, стало выступление инструментального дуэта – Натальи Львовой (скрипка) и Алексея Симоновского (гитара). В их исполнении прозвучали адажио из Церковной сонаты легендарного венецианца Т. Альбинони, а также композиторов эпохи позднего Возрождения, практически современников Дюрера - Э. Мертеля и А. Дэнса.

Дюрер был великолепным живописцем, инженером, философом, теоретиком искусства, но прежде всего он прославился как гениальный гравер. Гравюра как технология достигла совершенства именно в эту эпоху. Кстати, именно с нее началось нотопечатание. Известно даже, что И. С. Бах сам взялся за гравировку на меди – хотел напечатать «Искусство фуги», но смерть не дала ему закончить эту работу.

Некоторые ноты даже более ранних эпох дошли до нас в печатном виде. И, возможно, ноты токкаты Джироламо Фрескобальди, которую исполнили лауреаты международных конкурсов Владислав Белоусов (виолончель) и Яна Бургова (фортепиано), были когда-то гравюрой, подобной дюреровской.

Заслуженный артист России Яков Соловьев (фортепиано) рассказал об интереснейших фактах, относящихся к мистической стороне творчества, его потаенных и глубинных смыслах, об аллегориях и метафорах, присутствующих как в работах А. Дюрера, так и в произведениях И.С. Баха. Музыку той эпохи научились понимать фактически лишь спустя столетия.

В этом блоке программы звучала не только музыка И. С. Баха, но и сочинения композиторов XX века: О. Мессиана, В. Лютославского и Б. Бартока. Исполнители: Ольга Барахова (скрипка), Иван Манохин (кларнет), Дарья Манохина (гобой) и Яков Соловьев.

В финале концерта зрители услышали, как античные и библейские сюжеты Дюрера претворяются в музыке. Речитатив и арию Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Генри Пёрселла исполнила Екатерина Залётова (сопрано) в сопровождении инструментального ансамбля всех участвующих ранее в программе музыкантов.

В этой программе прозвучало еще одно сочинение – как комплимент образу А. Дюрера, запечатленному на его знаменитом автопортрете. С полотна на нас, живущих в XXI веке, смотрит современный человек, очень похожий на нас…

Канцону «O belissimi capelli» («О, прекрасные кудри!») А. Фальконьери спела Екатерина Залётова.