Изображения
Цвета
Четыре мгновенья весны: Шопен, Брамс, Юрий Фаворин и солисты Тульской филармонии
18 марта 2022

17 марта в Колонном зале Дворянского собрания состоялся концерт камерной музыки из абонемента № 11. Камерная – значит «комнатная», рассчитанная на узкий круг близких по духу людей и предназначенная для внимательного вслушивания, личного проживания каждого мгновения. Камерно-инструментальные произведения Фридерика Шопена и Иоганнеса Брамса, прозвучавшие в этот вечер в великолепном аристократичном зале, не дали публике отдохнуть; держали ее от начала до конца в невероятном напряжении мысли и чувства. Электрический разряд летал по залу, объединяя исполнителей и слушателей музыкой композиторов-романтиков.


GaDHNAosxmQ.jpg

Шопен предстал совсем иным в ансамблях для виолончели и фортепиано. Несомненно, утонченным в ранней пьесе «Интродукция и Блестящий полонез» до мажор, с узнаваемыми бриллиантными россыпями пассажей фортепиано, с певучей, написанной лично для каждого мелодией. На этот раз – мелодией виолончели, посмевшей в музыке Шопена вступить в диалог с фортепиано. Тончайшая тембровая паутинка, игра мотивов, словно разговор – конечно, о любви, но еще и о возвышенном благородстве и гордости, – без этого жанр полонеза не нужен. Но нужен слаженный ансамбль исполнителей.

Владислав Белоусов (виолончель) и Юрий Фаворин (фортепиано) продолжили свой диалог-разговор в следующем опусе Шопена – на этот раз одном из поздних, сонате для виолончели и фортепиано соль минор. Как и фортепианные сонаты польского композитора, это была камерная по составу, но настоящая, по сути, симфония в 4-х частях. И опять акцент в ней – на третьей части, как в знаменитой Второй фортепианной с траурным маршем. Но на этот раз Шопен написал ноктюрн какой-то невероятной, неземной красоты. И время остановилось, зал замер и пропал из событийности времени.

Второе отделение было посвящено музыке Брамса, для которого камерно-инструментальные жанры словно специально были придуманы каким-то музыкальным богом.

Фортепианное трио № 1 си мажор прозвучало в исполнении Яны Белоусовой (скрипка), Владислава Белоусова и Юрия Фаворина. Обнаженный нерв музыки, мечущейся между мажором и минором, дыханием певучих мелодий и коротким вздохом разорванных мотивов… И было бы странно, если бы не порвался волос смычка, если бы не вспомнились строки Бориса Пастернака: «Мне Брамса сыграют, — я вздрогну, я сдамся…». Публике в этот вечер повезло: она забыла о ненужной суете. Потому что был Брамс, а в конце программы – он же, всеми узнаваемый и любимый в «Венгерских танцах» № 4, 6, 7, и на бис – второй танец. Венгерские чардаши, лашаны и фришки зазвучали в исполнении великолепной четверки исполнителей: к Юрию Фаворину присоединилась Яна Бургова. Их четыре руки подхватили огонь скрипки и виолончели.

Хорошо знакомые тульской публике и любимые ею солисты Тульской филармонии, лауреаты международных конкурсов Яна Белоусова (скрипка), Владислав Белоусов (виолончель) и Яна Бургова (фортепиано) играли на этот раз с одним из ведущих пианистов России и мира, лауреатом международных конкурсов Юрием Фавориным (г. Москва).

Концерт прошел в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», который начиная с 2003 года реализуют Министерство культуры Российской Федерации и Московская государственная академическая филармония. Ее цель - обеспечить равный доступ к культурным ценностям жителям различных регионов нашей страны.