Изображения
Цвета
«Божественный маэстро»
27 февраля 2022

«Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей; Там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же; вечно новый. Он звуки льет — они кипят. Они текут, они горят. Как поцелуи молодые, Все в неге, в пламени любви, Как зашипевшего аи Струя и брызги золотые…» А. Пушкин

28 февраля исполняется 230 лет со дня рождения итальянского композитора, автора 39 опер, духовной и камерной музыки Джоаккино Россини.

Его самые известные произведения — это итальянские оперы-буффа «Севильский цирюльник» и «Золушка», франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль». Склонность к вдохновенным, песенным мелодиям — одна из ведущих черт творчества Россини, благодаря которой его прозвали «итальянским Моцартом».

Среди композиторов XIX века Россини занимает особое место. Он не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».

Того, кого называли «последним классиком» и кому публика аплодировала как королю комического жанра, в первых же операх продемонстрировал изящество и блеск мелодического вдохновения, естественность и лёгкость ритма, придавшие пению более искренний и человеческий характер. Композитор, делая вид, что приспосабливается к современным театральным обычаям, мог и восставать против них, препятствуя, например, виртуозному произволу исполнителей или умеряя его.

Самым значительным новшеством для Италии того времени явилась важная роль оркестра, ставшего благодаря Россини живым, подвижным и блестящим (отметим великолепную форму увертюр, по-настоящему настраивающих на определённое восприятие). Каждый инструмент, использованный Россини в соответствии со своими техническими возможностями, идентифицируется с пением и даже с речью. В то же время Россини может спокойно утверждать, что слова должны служить музыке, а не наоборот. Текст используется по-новому, свежо, при этом оркестр свободно сопровождает речь, создавая чёткий мелодический и симфонический рельеф и выполняя экспрессивные или изобразительные функции. Однажды маэстро сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку».

Едкий, земной ум композитора находит в веселье выход своей тяге к карикатуре и своему здоровому энтузиазму, который не даёт ему впасть ни в консерватизм классицизма, ни в крайности романтизма.

До сих пор удивляет тот факт, что столь значительных достижений в области оперы Россини добился за каких-то двадцать лет. Но не менее поражает молчание композитора, последовавшее за таким плодотворным периодом и продолжавшееся целых сорок лет. Оно считается одним из самых непостижимых случаев в истории культуры, — то ли почти демонстративной отстранённостью, достойной, впрочем, этого загадочного ума, то ли свидетельством его легендарной лености, конечно, скорее вымышленной, чем реальной, если учесть трудоспособность композитора в лучшие годы. Немногие замечали, что им всё больше овладевала неврастеническая тяга к одиночеству, вытесняя склонность к веселью.

Россини, однако, не перестал сочинять, хотя прекратил все контакты с широкой публикой, обращаясь преимущественно к небольшой группе гостей, завсегдатаев его домашних вечеров. Вдохновенность последних духовных и камерных произведений постепенно выявилась уже после смерти композитора, вызвав интерес не только знатоков: были открыты настоящие шедевры. Самой блистательной частью наследия Россини остаются всё же оперы, в которых он явился законодателем будущей итальянской школы, создав огромное количество моделей, использованных последующими композиторами.

Стоит также отметить, что Россини был гурманом и кулинаром, называя высокую кулинарию и прекрасную музыку «двумя деревами одного корня». Министры, послы и аристократы мечтали попасть на его роскошные приемы, где хлебосольный и остроумный хозяин предлагал изысканные блюда собственного сочинения. Существует множество рецептов блюд, названных в честь прославленного композитора. Но что самое неожиданное — оперный гений отметился и в современной массовой кухне: в Пезаро, на его родине, подают весьма смелое новшество — пиццу «Россини».

Все свое состояние Россини завещал на благо культуры и искусства родного города Пезаро, где проходят россиниевские оперные фестивали, среди участников которых можно встретить имена крупнейших современных музыкантов.

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.