Изображения
Цвета
Артисты филармонии познакомили посетителей Тульского филиала ГИМа с музыкой, звучавшей при дворе Александра I и Николая I
13 февраля 2022

Концерт артистов филармонии в Тульском филиале ГИМа состоялся 13 февраля в рамках цикла «Музыка при дворе российских императоров», сопровождающего работу выставки «Романовы».


Артисты Тульской областной филармонии – камерная группа Тульского государственного хора, художественный руководитель профессор Александр Соловьёв, дирижёр Алексей Зайцев. «Renaissance-квартет» (лауреаты всероссийских и международных конкурсов Яна Белоусова Ольга Барахова Евгений Харланов, Владислав Белоусов) заслуженный артист РФ Яков Соловьёв (фортепиано) и Екатерина Залётова (сопрано), а также музыковед Ольга Окнинская познакомили посетителей музея с духовной и светской музыкой русских и зарубежных композиторов, которая звучала при дворе Александра I и Николая I и в салонах и была популярна в эту эпоху.

В начале концерта в исполнении камерной группы ТГХ прозвучали сочинения Дмитрия Бортнянского – выдающегося композитора, снискавшего огромную любовь современников. Бортнянский десять лет учился в Италии, сделал успешную карьеру при дворе в качестве капельмейстера и директора Придворной певческой капеллы, был избран почетным членом Филармонического общества. А в 1816 году приняли закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение. В программу были включены два хоровых концерта Бортнянского: «Слава в вышних Богу» и «Да воскреснет Бог».

У представителей династии Романовых огромной популярностью пользовалась музыка Моцарта – она звучала не только в театре, но и на частных и публичных концертах: исполнялись арии из опер, камерные произведения, «Реквием» полностью или его фрагменты. Духовные сочинения Моцарта также спела камерная группа Тульского государственного хора.

В исполнении заслуженного артиста России Якова Соловьева и Екатерины Залётовой прозвучали романсы М. И. Глинки, А. С Даргомыжского, вокальные сочинения Ф. Шуберта и фортепианные миниатюры русских и зарубежных композиторов – популярный салонный репертуар этой эпохи.

«Renaissance-квартет» представил произведения Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна и Л. Бетховена – музыку, которую искренне

любили и перед которой преклонялись члены императорской семьи.

А в финале концерта камерная группа Тульского государственного хора исполнила гимн «Боже, царя храни» на музыку Алексея Львова.

Творчество Алексея Львова объединяет царствование Александра 1 и Николая 1. В 1813 году Василий Андреевич Жуковский адресовал Александру 1 стихотворение. Оно было названо «Молитва русского народа», начиналось со строк «Боже, царя храни» и представляло собой вольный перевод строк английского гимна «GodSavetheKing» (или «theQueen», если на троне была королева). Этот гимн стал исполняться в России на мелодию английского гимна, но обязательным для исполнения не был.

Николай 1 в годы своего царствования выразил желание иметь собственную мелодию гимна, отличную от английской. И в 1833 году по высочайшему поручению императора композитором Алексеем Федоровичем Львовым совместно с Жуковским был написан новый гимн Российской империи. Жуковский немного подредактировал текст, чтобы он ложился на музыку Львова. В ноябре того же года состоялось прослушивание царём нового гимна в Певческой капелле. Император прослушал гимн дважды, прежде чем вынести свое решение, а затем подошел к композитору и сказал: «Лучше нельзя, ты совершенно понял меня». В декабре того же года состоялась премьера гимна в Большом театре Москвы для широкой публики. Московская публика была в восторге, крики и аплодисменты не смолкали, и по требованию слушателей гимн был повторен трижды. С 31 декабря того же года гимн «Боже, царя храни» стал официальным национальным гимном…

Концерт «Музыка при дворе Александра I и Николая I» – первый опыт творческого сотрудничества Тульской областной филармонии и регионального филиала ГИМа. И оно обязательно продолжится. Ближайший концерт артистов филармонии в музее планируется 20 марта в 14.00, он станет музыкальным сопровождением выставки «Альбрехт Дюрер и его эпоха. Немецкая гравюра конца XV- первой половины XVI в. из собрания Исторического музея», которая откроется 1 марта.