Изображения
Цвета
Больше, чем мастерство. В Тульской филармонии состоялся концерт гитарного квартета им. А. Фраучи
10 февраля 2022

Тот, кто никогда не был на концерте квартета им. А. Фраучи, вряд ли поверит, что ансамбль из четырех гитар может исполнять произведения, написанные для большого симфонического оркестра. Причем делать это настолько технически совершенно и потрясающе музыкально, что в какой-то момент именно эта интерпретация начинает казаться единственно возможной…

uHPtI1-AUr0.jpg


Для гитарного квартета им. А. Фраучи – лауреатов международных конкурсов Дмитрия Мурина, Сергея Урюпина, Евгения Номеровского и Сергея Татаркина – нет репертуарных ограничений. Концерт открыла музыка композиторов эпохи барокко: увертюра из оркестровой сюиты Телемана и концерт для гобоя и струнных Марчелло в переложении для четырех гитар были исполнены технически безупречно и стильно. Внимание к каждой музыкальной фразе, изысканные и утонченные тембровые краски, - и необычное, удивительно красивое ансамблевое звучание…

Далее следовал блок из трех симфонических произведений. Шедевры мировой классики - увертюра из оперы «Волшебная флейта» Моцарта, увертюра «Эгмонт» Бетховена и увертюра из оперы «Сорока-воровка» Россини - написаны для больших оркестров. Это сложнейшие партитуры, рассчитанные на группы инструментов с разными тембрами, тесситурами и техническими возможностями. Плюс – огромный диапазон, в том числе и динамический. Как гитарам со всем этим справиться? Конечно, настоящий мастер сыграет всё, но то, что делают музыканты квартета им. А. Фраучи – больше, чем мастерство. Изобретательно и остроумно сделанные транскрипции симфонических текстов позволяют музыкантам добиться настоящего оркестрового эффекта. Но даже они не объясняют, как удается четырем гитаристам начинать на три пиано и наращивать мощность звучания до фортиссимо, находить краски, приближенные к тембрам самых разных инструментов, и не только струнных и духовых, но и ударных. Один лишь шелест «литавр» чего стоит!

Во втором отделении концерта были представлены произведения либо изначально написанные для гитары, либо «родственные» этому инструменту. За исключением трех пьес из «Времен года» Чайковского. В исполнении квартета им. А. Фраучи хорошо известные «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь» приобрели новое звучание – невероятно прозрачное и ясное.

В этот вечер также можно было услышать «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница» М. Фалья, два танго из цикла Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» и сочинение,

написанное специально для ансамбля из четырех гитар - «Uarekena» современного бразильского композитора С. Ассада.

А на «бис» музыканты сыграли пьесу тульского гитариста и композитора Сергея Руднева «Мы расстались, чтобы встретиться вновь» - музыкальный привет и самому Сергею Ивановичу, который, разумеется, присутствовал на концерте, и всему нашему городу. Тульская публика оценила этот жест и долго благодарила исполнителей аплодисментами и криками «браво!».

Концерт прошел в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», который начиная с 2003 года реализуют Министерство культуры Российской Федерации и Московская государственная академическая филармония. Ее цель - обеспечить равный доступ к культурным ценностям жителям различных регионов нашей страны.