Добро пожаловать на новый сайт Тульской областной филармонии.
Перейти на старую версию сайта
«Я любил свой народ, я служил ему»
18 октября 2021

К 120-летию со дня рождения Владимира Захарова

18 октября исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Захарова, композитора, хорового дирижера, музыкального деятеля, народного артиста СССР. Песни, музыку к которым он написал, стали по-настоящему народными, а прославленный хор имени Пятницкого, где долгие годы композитор Захаров являлся музыкальным руководителем и хоровым дирижером, — известным всему миру.

Zaharov_VG.jpg

Владимир Григорьевич Захаров родился в 1901 году в Донбассе в семье штейгера Григория Николаевича Захарова. В 1912—1921 годах Владимир Захаров жил в Таганроге, учился в мужской и одновременно в музыкальной школе, обучался у В. Г. Молла – ученика Н. А. Римского-Корсакова. В период обучения в гимназии пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов. В 1920—1921 годах выступал как исполнитель на балалайке в оркестре народных инструментов под управлением В. В. Хватова. В 1922—1927 годах Захаров учился в Музыкально-практическом институте (Донская консерватория) в Ростове-на-Дону по классу композиции у Н. З. Хейфеца и одновременно преподавал теоретические предметы в музыкальной школе. После учёбы был призван на военную службу, вернувшись из армии, работал преподавателем в Ростове-на-Дону. В 1929 году переехал в Москву и в 1930—1933 годах в качестве дирижера и редактора работал на Московском радио.

С 1931 года началась и продолжалась всю его жизнь деятельность с Государственным академическим орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов Русским народным хором имени Митрофана Ефимовича Пятницкого, где Захаров был много лет музыкальным руководителем и композитором. Именно здесь самым ярким образом раскрылся его талант мастера песенного искусства.

«Он писал крупные оркестровые сочинения, фортепианные пьесы, романсы. Но с наибольшей силой дар самобытного художника проявился в песнях, каждая из которых — жемчужина в золотом фонде советской музыкальной культуры. Захаров был непревзойдённым знатоком народной многоголосной песни и умело сочетал в ней лучшие традиции хорового искусства с современным пониманием его. В результате появлялись на свет выдающиеся произведения, отмеченные неповторимым захаровским стилем», — вспоминала через много лет Людмила Зыкина.

И какие это были песни! Большинство из них были написаны на стихи Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Сергея Михалкова. Многие из них стали по-настоящему народными. Захаров считал песенное искусство «большой ответственной трибуной». Вот почему он относился к нему чрезвычайно строго, не терпел скороспелости. В год он писал две-три песни, лишь иногда больше. Но всегда писал легко, заразительно, как правило, несколько вариантов. Бывали

случаи, когда песня «не шла» и исполнение ее оставляло желать лучшего. Тогда она безжалостно возвращалась на письменный стол для доработки, а в иных случаях и в ящик стола — «для архива».

Его песня «Ой, туманы мои, растуманы» стала своего рода гимном всего советского партизанского движения во время Великой Отечественной войны. А были еще и «И кто его знает», «Песня о России», «Шел со службы пограничник», «Русская красавица», «Дайте в руки мне гармонь», «Зелеными просторами» и многие, многие другие, в том числе и народные песни в «захаровской» обработке, в которой он сохранил самобытность этих фольклорных произведений.

Владимир Захаров дал путевку на большую сцену Людмиле Зыкиной. Этот факт она подтвердила в своей книге воспоминаний «На перекрестках встреч». Вот какие слова она написала о нем:

«Владимир Григорьевич Захаров, крупнейший музыкальный и общественный деятель страны, вывел меня на профессиональную сцену, сделал артисткой. Поэтому годы, проведенные в хоре имени М. Пятницкого, музыкальным руководителем которого он был более двух десятилетий, самые дорогие и, наверное, самые важные для меня.

Отношение его ко мне было по-отечески теплым и трогательным — от самого первого, радостного дня, когда он, заговорщически подмигнув Петру Михайловичу Казьмину, допустил меня к конкурсу, и до того, самого грустного, когда я прощалась с ним, расставаясь с хором.

Помню, как после смерти моей мамы он подошел, ласково обнял за плечи:

— Чем тебе помочь?

А тут, как на грех, пропал голос — вероятно, от нервного потрясения, от первой настоящей беды. И я не то чтобы петь, даже говорить громко не могла. Два месяца Владимир Григорьевич не хотел верить, что я потеряла голос, звал врачей, подбадривал, поддерживал, как мог.

В его характере проявлялось много хороших качеств: с одной стороны, это требовательность, серьезность, озабоченность, с другой — открытость, простодушие, доброта. И во всем этом — какая-то особая самобытность. Он как бы аккумулировал в себе лучшие черты российского народа. И такими же народными были его произведения.

Выходец из шахтерской семьи, он начинал свой путь в гуще рабочей жизни, и искусство народа еще задолго до того, как определилось художественное призвание будущего композитора, оказало громадное воздействие на его впечатлительную натуру, на формирование таланта».

После войны Владимир Захаров вместе с хором имени Пятницкого побывал с гастролями за рубежом: в Чехословакии, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии,

Австрии и ГДР, Финляндии; его музыкальная деятельность была отмечена высокими правительственными наградами и почетными званиями: Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. С 1948 года он являлся секретарем и членом правления Союза композиторов СССР.

Скончался Владимир Григорьевич Захаров 13 июля 1956 года, и на памятнике, установленном на его могиле, на Новодевичьем кладбище в Москве, высечены слова, точно характеризующие кредо этого музыканта: «Я любил свой народ, я служил ему».

По материалам 

http://comp-folk.narod.ru/zacharov.htm 

http://mincult.govdnr.ru/news/kompozitor-vladimir-zaharov-donbasskie-korni-hora-imeni-pyatnickogo