3 июня в Колонном зале Дворянского собрания состоялся второй концерт абонемента «Симфонические истории» Тульского филармонического симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр Владислав Лаврик). Его ведущим стал музыкальный критик, радио- и тележурналист Артём Варгафтик – обозреватель «Радио России. Культура», постоянный участник фестивалей и концертов в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах России. Это уже не первая встреча тульской публики с талантливым рассказчиком, автором знаменитых передач «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура», удостоенных национальной телевизионной премии «ТЭФИ». Каждая его программа превращается в увлекательное музыкальное расследование, ведь Варгафтика справедливо называют «детективом от музыки». Слушатели ожидали сенсации – и она состоялась!
Программа «Симфония, которой не было!», посвящена одной из самых удивительных мистификаций ХХ века: «отыскавшейся» симфонии «незаслуженно забытого» украинского композитора XIX века Овсянико-Куликовского. Её считали гениальным произведением, подлинной сокровищницей классики, высоким образцом симфонизма, а в 1954 году симфонию со своим оркестром записал ничего не подозревавший Евгений Мравинский.
Секрет раскрылся в 1959 г. Настоящим автором симфонии оказался скрипач и композитор Михаил Гольдштейн, работавший в то время в оркестре Одесского оперного театра. Его опусы не получали признания во времена борьбы с «безродными космополитами», и талантливый музыкант с отличной композиторской техникой решил работать под отечественных классиков, «находя в архивах» все новые и новые неизвестные произведения: Гольдштейн также совершенно бескорыстно сочинил «Листок из альбома» Глазунова, «Экспромт» Балакирева и даже альтовый концерт патриарха русской музыки Хандошкина.
Интересно, что когда выяснилось, что Овсянико-Куликовский вовсе не сочинял свою 21-ю симфонию, она сразу перестала быть гениальной, фирма «Мелодия» уничтожила пластинки с её записью и музыка, до этого звучавшая на всех концертных эстрадах страны, исчезла из репертуара.
Несправедливость такого решения смогла оценить тульская публика, которой симфония Овсянико-Куликовского/Гольдштейна так понравилась, что Тульский филармонический симфонический оркестр бисировал её последнюю часть с темой Дунаевского «Ой, цветёт калина», представленной композитором в качестве народной. Так же, как и другие вошедшие в программу концерта произведения, а это были увертюра «Кориолан» Бетховена и увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дунаевского – эта лирическая, изящно оркестрованная музыка достойна звучать сегодня независимо от того, кто её создал. Ведь, как говорил Шекспир, с авторством которого тоже многое неясно, «что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет».