Изображения
Цвета
Тульская филармония отпраздновала 100-летний юбилей Иосифа Александровича Михайловского
02 февраля 2020

1 февраля 2020 года, в сотый день рождения выдающегося хорового дирижёра, композитора,  легендарного руководителя Тульского государственного хора, заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР, почётного гражданина города Тулы  И.А.Михайловского, возглавлявшего Тульскую областную филармонию с 1957 по 1993 год,  в филармонии состоялись масштабные  юбилейные торжества,  посвящённые этой знаменательной дате. События этого дня  отразили  разные стороны  его  многогранной деятельности, заложившей основу тех  музыкальных традиций нашей филармонической жизни, которыми мы гордимся сегодня.

В память о выдающихся достижениях Михайловского-дирижёра в  Колонном зале Дворянского собрания Тулы прошла конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза под председательством руководителя Ассоциации, декана Московской консерватории, художественного руководителя Тульского государственного хора,  профессора Александра Соловьёва. На неё собрались известные деятели отечественной культуры, представляющие лучшие силы современного отечественного хорового и народного исполнительского искусства, крупные ученые-музыковеды и руководители ведущих государственных учебных заведений страны: ректоры Российской академии музыки им. Гнесиных, Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, Петрозаводской консерватории им. А. К. Глазунова, проректоры Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова и Магнитогорской консерватории имени М.И. Глинки, директор Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Республика Бурятия), деканы и профессора Московской консерватории им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Московского и Самарского  государственных институтов культуры, Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, Московского государственного педагогического университета, Алтайского института культуры, Сибирского института искусств им. Д.А.  Хворостовского, Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки. Насыщенная и разнообразная повестка дня конференции включала в себя доклады, дискуссии и  презентации на актуальные темы хорового исполнительства и образования.

Bg9uHqfJiLI.jpg

_DVWOGMFvjs.jpg

Концерт из хоровой и фортепианной музыки Сергея Рахманинова в Колонном зале Дворянского собрания стал музыкальным продолжением конференции. Её участники, Александр Соловьёв, Александр Рыжинский, Александр Занорин, Алексей Кубышкин, Сергей Екимов выступили в качестве дирижёров сводного коллектива, объединившего Тульский государственный хор и  Камерный хор Московской консерватории, хор Центра одарённых детей Тульской области «Мастерская талантов» и  Детский  хор «Пионерия» имени Г.А. Струве. Сокровенные страницы духовной музыки  и  хоровые переложения романсов великого композитора прозвучали в их исполнении гимном человеческому вдохновению, гармонии и красоте.

zcB19quvJxQ.jpg

U7nJZEHHf-M.jpg

Руководитель Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза, солистка Московской академической филармонии, заслуженная артистка РФ Екатерина Мечетина исполнила программу из  фортепианных пьес Рахманинова с  виртуозным блеском и исключительным богатством, красочностью и разнообразием настроений. Публика и музыканты приветствовали дочь И.А.Михайловского Татьяну, присутствовавшую   на  концерте.

asZ74FAiEE0.jpg

Кульминацией праздничного дня стала опера. Бессмертный шедевр русской музыки, «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова  была показана на сцене Концертного зала филармонии как музыкальное приношение Маэстро. И.А.Михайловский репетировал сцены из этой оперы с артистами оперной студии филармонии  и мечтал поставить её целиком. Перед началом спектакля  Министр культуры Тульской области Т.В.Рыбкина  поздравила всех  профессионалов  и любителей музыки,  сопричастных  к этому торжеству.  К  их числу относятся не только те, кто знал И.А. Михайловского и работал рядом с ним, но и современная тульская публика,  ведь творческие достижения последних лет, которыми радует свои зрителей  Тульская филармония – создание симфонического оркестра, новые программы, имена ведущих музыкантов страны на афишах,  и этот полноценный оперный спектакль на филармонической сцене – были бы трудноосуществимы без вклада И.А.Михайловского в развитие культуры нашего региона. Сделанное им продолжает приносить свои добрые плоды, и эта  юбилейная дата  – наш общий праздник, отметила она.  

V1s6QOKRcqk.jpg

Semi-stage версию «Царской невесты» тульской публике представила, уже известная по летней постановке этой оперы в Тульском кремле, творческая группа:  режиссёр - постановщик и художественный руководитель проекта   Полина Бертэн, художник-постановщик   Габриэлла Ижевская, Тульский филармонический симфонический оркестр под управлением Владислава Лаврика и Тульский государственный хор. В спектакле  выступило целое  созвездие молодых солистов российской оперной сцены:  победительница проекта «Большая опера-2017» на телеканале «Культура»,  приглашённая солистка Венгерской государственной оперы, солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова Полина Шамаева (Любаша), участник международных оперных проектов Олег Крапчетов  (Грязной),  солистка Ульяновской областной филармонии Маргарита Долгоненкова (Марфа), приглашённый солист Венской государственной оперы Святослав Беседин (Малюта Скуратов), солисты  Московского Центра оперного пения Галины Вишневской Артём Борисенко (Собакин), и Дмитрий Мазанский (Лыков), солист Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ Федор Рытиков (Бомелий),  солистка Международной Академии Музыки Елены Образцовой Полина Генеральская  (Дуняша), солистка академической хоровой капеллы Магнитогорска Ариадна Гусева (Домна Сабурова).

0VLeDl0-qFM.jpg

o2MXjpJUxh8.jpg

vEqhjt6JmgU.jpg

rfYmWAEM_Tc.jpg

Публика, не дыша,  следила  за  перипетиями судеб героев, плакала в трагическом финале,  скандировала: «Браво!» и не хотела расставаться с полюбившимися артистами. Своеобразным продолжением  спектакля стала фотосессия в фойе концертного зала, на которой, переполненные эмоциями и продолжающие напевать свои партии солисты,  фотографировались, раздавали автографы и отвечали на вопросы зрителей.