17 августа 2019 года в Тульском кремле состоялось исполнение оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Это событие стало заключительной частью творческого проекта Тульской областной филармонии и Автономной некоммерческой организации «Творческая лаборатория ”Альфа Мюзик”» «Тульский кремль 500. Страницы истории в музыке», осуществлённого при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Тульской области в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 500-летия основания Тульского Кремля и Большой засечной черты. Постановка была создана силами масштабного творческого коллектива, объединившего лучшие исполнительские силы региона и России. В ней участвовали солисты ведущих музыкальных театров страны, а также Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижёр - Владислав Лаврик) и Тульский государственный хор (художественный руководитель – Александр Соловьёв). Режиссер-постановщик и куратор проекта - Полина Бертэн, художник-постановщик – Габриэлла Ижевская (г. Москва).
Зрителей и артистов перед началом спектакля приветствовала министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. Празднование 500-летия Тульского кремля стало национальным проектом, которому уделяется особое внимание на всех уровнях государственной власти, и Тула в эти дни переживает прорыв, в том числе и в музыкальной сфере, отметила она.
Справедливость этих слов подтверждает уникальность созданного проекта: «Царская невеста» стала не только первым в тульской музыкальной истории semi-stage оперным спектаклем - исполненным солистами, хором и оркестром, с элементами декораций, сценическими костюмами, реквизитом и оригинальными видео-инсталляциями, но и первым в Туле опытом постановки оперы в популярном и востребованном во всём мире формате open air. Выход за пределы ограниченного пространства традиционной академической площадки, взаимодействие сюжета, музыкального ряда и аутентичных исторических «декораций» Тульского кремля создавали для зрителей своеобразный «эффект присутствия» и сопричастности к происходящим в опере драматическим событиям эпохи правления Ивана Грозного.
В своих реальных и вымышленных персонажах солистам удалось создать образы живых людей, подлинных и убедительных героев своего времени и национальной истории, показанной в опере «в оптике» накалённых шекспировских страстей. Здесь и царские опричники Малюта Скуратов (приглашённый солист Венской государственной оперы Святослав Беседин) и Григорий Грязной (солист Большого театра Александр Касьянов); отвергнутая возлюбленная Грязного Любаша (Карина Манукова, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва) и святая в своей юной чистоте Марфа (солистка Московского музыкального театра под руководством Г. Чихачёва Тамила Делавэр); её отец Василий Собакин (солист московского Центра оперного пения Галины Вишневской Артём Борисенко) и благородный жених Марфы Иван Лыков (солист оперного театра Российской государственной специализированной академии искусств, приглашённый солист Пермского театра оперы и балета Дмитрий Мазанский); лекарь Елисей Бомелий (выпускник консерватории города Эссен (Германия) Антон Левыкин), подруга Марфы Дуняша (солистка Международной Академии Музыки Елены Образцовой Полина Генеральская, г. Санкт-Петербург) и мать Дуняши Домна Сабурова (солистка академической хоровой капеллы города Магнитогорска Ариадна Гусева).
В воплощении шедевра Н.А.Римского-Корсакова творческая команда спектакля продемонстрировала ансамблевую слаженность, динамичное и сбалансированное звучание солистов, хора и оркестра, исконно русскую вокальную кантилену и драматическое мастерство.
Исступлённая страсть Григория Грязного, ставшая роковой для всех героев оперы и раскрутившая колесо смертей, вызвала не только эмоциональную реакцию публики. Небо также рыдало над трагическими судьбами персонажей, Но, несмотря на экстремальные погодные условия, зрители остались верны оперному искусству и по окончании спектакля наградили артистов овациями и восторженными аплодисментами.