Изображения
Цвета
«Диалог поколений» и краткая история романтизма
01 февраля 2025

31 января в Концертном зале филармонии состоялся четвертый концерт абонемента № 1 «Вечера с Тульским симфоническим». Его название – «Диалог поколений» – отразило и особенности программы, и состав участников.

В первом отделении прозвучали два концерта Людвига Шпора, одного из первых представителей музыкального романтизма.

В Концерте для кларнета с оркестром №1 доминор солировала лауреат международных конкурсов, победитель XXIV телевизионного конкурса «Щелкунчик» Елизавета Гамарис (кларнет) – самая юная участница концерта. Первая премия и звание «Золотой Щелкунчик» ко многому обязывают. Но можно было сразу забыть, что на сцене – совсем молодой  музыкант, и уж точно не начинающий, а зрелый, умный, тонкий. 

Нежные диалоги-переклички кларнета Елизаветы и разных групп оркестра, пасторальное эхо солистки и гобоя, лёгкость, естественность пассажей любого уровня сложности, чистый акварельный звук, – и перед нами точное попадание в ауру раннего романтизма.

Концерт для струнного квартета и оркестра ля минор, op.131 Шпора познакомил тульскую публику с неожиданным решением жанра. Сольная партия заменена в нем группой из четырех солистов. Её исполнил Струнный квартет имени Мечислава Вайнберга в составе: лауреаты международных конкурсов Ксения Гамарис (первая скрипка), Анна Янчишина (вторая скрипка), Иван Агафонов (альт), Петр Каретников (виолончель). Исполнил ярко, на одном дыхании, прожив сложный эмоциональный мир концерта, наполненный драматизмом, трагическими нотами, растворяющимися в финале.

Во втором отделении солировал Тульский филармонический симфонический оркестр вместе с главным дирижером Владиславом Белоусовым.

Пышная, многоингредиентная, как кулинарные рецепты Россини, увертюра к «Сороке-воровке» итальянского маэстро, шутника и гурмана в исполнении ТФСО блистала юмором (несмотря на вполне серьезный сюжет оперы), знаменитыми россиниевскими крещендо и мелодической щедростью.

Самая длинная увертюра Джоаккино Россини к самой длинной его опере «Вильгельм Телль» не менее известна тульским меломанам и любима ими. Картины бури и отдохновения на лоне альпийской природы, блеск героических фанфар в знаменитом галопе, - всё это требует тщательной отделки, огромной работы оркестра и дирижера. Результат – заслуженные  аплодисменты публики оркестру и Россини.

От раннего романтизма к позднему, – и звучит невероятной красоты и обреченности музыка Пуччини – Интермеццо к III акту оперы «Манон Леско»). За нею – конечно, Верди, без которого диалог итальянских композиторов не состоялся бы. Героико-патриотическая увертюра к «Сицилийской вечерне»,  брутальная, полная вердиевской оркестровой мощи к «Силе судьбы», – и неожиданная двойная кода на бис.

Полное идиллической красоты Интермеццо из «Сельской чести» Пьетро Масканьи и оркестровый фарс Россини (увертюра к опере «Синьор Брускино») со спецэффектами вторых скрипок, стучавших смычком по пультам, завершили диалог композиторов-романтиков и артистов.

Последний, пятый концерт абонемента № 1 «Вечера с Тульским симфоническим» состоится в субботу 15 февраля. Не пропустите!

Концерт «Диалог поколений» состоялся в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны»