Изображения
Цвета
Весь мир – театр. Ярослав Тимофеев и ТФСО
19 января 2025
Любите ли вы театр? Любой: драматический, музыкальный во всех его ипостасях? Большинство ответит положительно, отрицающее меньшинство исчезло бы, посетив 19 января Концертный зал Тульской филармонии. Музыковед и музыкальный критик, лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев в этот крещенский денёк познакомил тульскую публику с очередной программой своего авторского цикла «Краткая энциклопедия музыки» – «Музыка в театре».
Программой, долгожданной для публики всех возрастов, наполняющей зал на лекциях Ярослава Тимофеева, потом что они – возможность услышать нечто новое и по-новому услышать то, что, казалось бы, знакомо и понятно a priori.
Театр как «место для зрелищ» и как храм. Греческая орхестра, подарившая свое название современному оркестру. Антракт - не как время для перекуса и комплиментов, а как вступление к действию. Истории из жизни театральных и музыкальных кумиров…
Но главным героем фееричного конферанса была, конечно, музыка, без которой театр – не театр, будь он европейским, японским или тульским. И музыка - как главный конструкт театра.  Таков был лейтмотив программы.
Исполнителем главной музыкальной партии был Тульский филармонический симфонический оркестр (главный дирижер – Владислав Белоусов), за  дирижёрским пультом творил историю музыкального театра Роман Абрамов. Солистами стали не только оркестранты, но и весь зал, с легкой руки Ярослава Тимофеева превратившийся в артистов «больших и малых театров». 
В «Свадебном марше» Мендельсона соло на тарелках, которое Ярослав сравнил с фотовспышкой на свадьбе, исполнила самая смелая юная любительница музыки под руководством Артура Бат-Очира. В  «Вальсе снежинок» из «Щелкунчика» Чайковского вместе с хором Центра одаренных детей Тульской области «Мастерская талантов» (руководитель – заслуженный работник культуры РФ  Любовь Плугатар)  пел весь зал.
Хронограф программы, как всегда, был впечатляющ – от античности к веку двадцатому. Охват театральных жанров – не менее: трагедии Эврипида и  музыкальные драмы флорентийцев, оперы Монтеверди, Моцарта, Вагнера, балеты Чайковского, музыка Бетховена, Мендельсона, Грига и Хачатуряна к драматическим спектаклям. Увертюрой программы прозвучало вступление к первой настоящей опере – «Орфею» Клаудио Монтеверди, кодой – «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» Арама Хачатуряна. Между ними – бесконечно сложная и прекрасная жизнь музыки в театре и театра в музыке.
Ведущему – аплодисменты. Стоя. С цветами. Особенно – за финальные слова: «Театр – искусство, которое быстро устаревает... Всё вокруг меняется – смыслы, интонации. Но театр силен именно тем, что точно реагирует на сегодняшний день. Музыка имеет возможность затвердевать, а затем оттаивать.  В итоге она всё переживает и переживёт. Даже театр».

 Продолжение абонемента № 4 «Краткая история музыки» - 6 апреля. Нас ждет следующая страница энциклопедии – «Музыка в кино».