23 ноября в Концертном зале Тульской филармонии состоялся концерт, который по праву можно было назвать «Приношение Альфреду Шнитке». Можно было бы назвать и так: «Альфред Шнитке. Возвращение в Тулу», - композитор был здесь в середине 1990-х, и с тех пор такого масштабного концерта, составленного целиком из произведений композитора, в Туле не было. Но концерт был назван без прикрас, академично и неброско – «Альфред Шнитке» (к 90-летию со дня рождения).
В тихой простоте всегда есть что-то, что вызывает подозрение у искушенной публики. Именно она и пришла на концерт, который стал и приношением, и возвращением, и откровением.
Ярослав Тимофеев, которого не надо представлять тульским меломанам (и не только меломанам, ибо они с энтузиазмом ведут на концерты, где ведущий является не конферансье, а одним из главных героев, свиту родственников и друзей, постепенно заражающихся филармоническим вирусом), задал главные темы. Как всегда, точно и тонко обыгранные.
Первая: Альфред Шнитке – последний «первый композитор», пришедший на смену советскому композитору № 1 Дмитрию Шостаковичу. Вторая – столкновение и немыслимое пересечение орбит добра и зла, рождающее романтическое и антиромантическое двоемирие Шнитке.
В первом отделении прозвучали очень разные по жанру произведения: Ритуал (памяти погибших во Второй мировой войне)` для большого симфонического оркестр, Гоголь-сюита (музыка к любимовскому спектаклю «Ревизская сказка»), музыка к кинофильмам «Агония» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (сюита из музыки к этому фильму составлена Владиславом Белоусовым).
Проводниками по вселенной и антивселенной Шнитке стали Тульский филармонический симфонический оркестр и его главный дирижер Владислав Белоусов. Огромный организм оркестра точно поймал знаки пространства и времени Шнитке: мрачную и манящую поступь «цветов зла», пошлость танцевально-мелодичной популярщины и хрупкость истинной красоты.
Во втором отделении прозвучал Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнного оркестра, - одно из знаковых произведений Альфреда Шнитке (солисты – лауреаты международных конкурсов Родион Замуруев и Яна Белоусова). Наполненное цитатами и автоцитатами, шорохом ужаса и почти осязаемого саспенса, оно прозвучало символом освобождения от уродства пошлости, преодоления искушения.
Музыка, выдавливающая из себя контрактуры зла, тем самым освобождающая пространство для света, добра, мысли, требовала особого введения и пояснения того, как могут сочетаться музыкальные антимиры и антистили. Аплодисменты ведущему Ярославу Тимофееву стали признанием силы слова, равного по значимости его музыкальному воплощению.