Новый концертный сезон в Тульской областной филармонии открылся большим музыкальным событием - концертом известного пианиста, народного артиста России Николая Луганского.
Тульская публика искренне любит и ценит Луганского – за талант, мастерство, невероятную сценическую харизму: билеты на его концерты раскупаются сразу же после того, как они появляются в продаже.
Представляя артиста, ведущая Ольга Окнинская процитировала отзывы критиков, считающих Николая Луганского «одним из самых утонченных и интеллектуальных пианистов нашего времени». Слова, без сомнения, точные и правильные, но даже их недостаточно, чтобы объяснить удивительную магию, возникающую на концертах этого исполнителя. У Николая Луганского есть редкий дар – включение всех, кто находится в зрительном зале, в процесс слушания музыки. Это происходит с первой ноты – и не заканчивается после того, как прозвучал финальный аккорд, потому что даже когда в воздухе истаивают последние звуки, в душе остается вихрь сложных и противоречивых эмоций от только что пережитой музыкальной драмы…
На этот раз Николай Луганский привез в Тулу программу, в которую были включены произведения немецких композиторов-романтиков. В первом отделении прозвучали четыре Песни без слов Мендельсона –изящные, доверительные, наполненные трогательным сентиментализмом фортепианные пьесы – и Фантазия до мажор Шумана: масштаб, порывистость, страстность – и смирение…
Второе отделение было посвящено фортепианным транскрипциям фрагментов опер Вагнера. После пролога - «Заклинания огня» из оперы «Валькирия» в переложении бельгийского пианиста и композитора Луи Брассена, Луганский представил свои транскрипции четырех эпизодов из оперы «Гибель богов».
Рояль часто сравнивают с симфоническим оркестром и называют единственным инструментом, который по своим техническим возможностям может к оркестру приблизиться. В транскрипциях Луганского рояль был больше, чем оркестром – настоящей звучащей Вселенной, и эта интерпретация музыкального инструмента оказалось очень близкой сути вагнеровской идеологии оперного искусства и музыки в целом.
В финале концерта Николай Луганский «ответил» бесконечным овациям тульской публики тремя бисами: прелюдия фа-диез минор Рахманинова, экспромт-фантазия Шопена, прелюдия до минор Рахманинова.
А после концерта, по традиции, состоялась встреча с тульскими зрителями. Николай Львович отвечал на самые разные вопросы из зала: работа, семья, гастроли, график репетиций, выбор репертуара для программы…
Один из вопросов звучал так: чем отличается плохой музыкальный вкус от хорошего и как воспитать хороший вкус.
Луганский отказался формулировать, что такое «плохой-хороший вкус» и для воспитания последнего порекомендовал просто почаще слушать музыку – на концертах и в записи, обязательно новые произведения или хорошо знакомые, но в другом исполнении. Но главное – начинать слушать без предубеждения и с открытым сердцем.
Мы не спорим с маэстро, но все-таки. Совет от Тульской филармонии: слушайте музыку в исполнении Николая Луганского – это лучший способ воспитания хорошего музыкального вкуса.