Изображения
Цвета
21 ноября 2017

1990-е годы для Тульской областной филармонии стали временем создания многих новых коллективов. Различные начинания этих лет связаны с именем Генриха Самойловича Гиндеса, который являлся художественным руководителем филармонии с 1993 по 2003 годы. В музыкальной жизни Тулы имя Гиндеса – одно из самых ярких и значительных. Интересный и глубокий музыкант, человек с тонким чувством юмора и потрясающей работоспособностью, он заряжал своими идеями, кипучей энергией и коллег и учеников, взрастил целую плеяду музыкантов, внес заметный вклад в музыкальную культуру Тульского края.


Г.С. Гиндес

В знак признания заслуг этого музыканта в настоящее время, на доме по адресу проспект Ленина 97 г. Тулы, где жил Г.С. Гиндес установлена мемориальная доска с надпись: «В этом доме жил композитор, дирижер, педагог, Заслуженный работник культуры РФ Гиндес Генрих Самойлович (1934-2003)».


Генрих Гиндес родился в Одессе 19 октября 1934 года, перед Великой Отечественной войной некоторое время жил в Николаеве. Во время войны он попал в эвакуацию, хотя родные оставались в оккупации. В 1944 году Генрих Гиндес стал воспитанником 28-й Гвардейской дивизии, а в 1946-м попал в Одесскую школу военно-музыкантских воспитанников (в то время это было нечто вроде Суворовского училища, там готовили военных музыкантов).


Школа военно-музыкантских воспитанников, 1950 г. В центре - композитор Р.М. Глиэр, справа (играет на кларнете) - Генрих Гиндес.

В 1951 году, окончив школу, Гиндес поехал в Москву, мечтал стать химиком, но так сложилось, что поступил на военно-дирижерский факультет Московской консерватории.


Г. Гиндес

В консерватории он получил специальности преподавателя школ военно-музыкантских воспитанников и начальника военного ансамбля. Одновременно Генрих Гиндес учился в ГИТИСе, потом бала аспирантура Гнесинского института, но уже подготовленную диссертацию защищать не стал.

За инструментом - Генрих Гиндес.

В 1956-м году Гиндес по распределению попал в Тулу, где стал военным дирижером оружейно-технического училища (позже оно было переименовано в артиллерийское училище), одновременно с работой в училище был дирижером гарнизона, начальником гарнизонной военно-оркестровой службы.


Оркестр оружейно-технического училища, дирижер Г. Гиндес. Тула, 1957 г.

Солист Тульской филармонии Вячеслав Сладков вспоминает:

«Я поступил в Тульское высшее артиллерийское училище. Там тоже пел в перерывах между занятиями для курсантов и офицеров. Военная служба, надо сказать, мне понравилась. В то время дирижером духового оркестра был Генрих Самойлович Гиндес, он часто приглашал меня на совместные выступления. Я даже рапорт написал о переводе меня в его оркестр, но начальник училища не отпустил: «Нам нужны свои запевалы…»


Оркестр и хор курсантов ТВАКУ, Колонный зал Дома офицеров, 1972 г. Солирует В. Сладков, дирижирует Г. Гиндес.

С появлением Генриха Самойловича Гиндеса военно-музыкальная служба поднялась на новый уровень и обрела свое особенное лицо, которое определила творческая личность этого музыканта.


Г. Гиндес - инициатор Тульских областных фестивалей духовых оркестров в 1970-80-х гг.

Техническая отточенность музыкального исполнения, четкий и ясный художественный замысел, новизна и оригинальность аранжировок – вот те качества, которые отличали его творческий почерк. Гиндес установил высокую профессиональную планку, на которую продолжают равняться военные дирижеры Тулы. В должности начальника оркестра Тульского высшего артиллерийского инженерного училища Гиндес служил 34 года.


Военные дирижеры Тульского гарнизона. Слева направо - майор Г.С. Гиндес, майор В.В. Торкин, майор П.Е. Балин, майор В.П. Немаков. Тула, 1981 г.


На демонстрации 1 мая 1988 г. Майор Г.С. Гиндес и майор П.Е. Балин.

Солист Тульской филармонии Геннадий Шеверёв в своих мемуарах вспоминает: «Гиндес неожиданно легко взбегал на сцену, взмахивал руками - и оркестр сразу как-то подтягивался и начинал играть, что называется, выше своих возможностей. Удивительно. Только что все было нестройно, дирижер орал, ругался, повторял куски, даже бросал палочку... Музыканты огрызались. Гиндес тоже что-то кричал из зала, тоже раздражался, но голос у него был сиплый, слабый... Он в какой-то момент не выдерживал, быстро шел из темноты к сцене, в молчании взбегал по ступенькам, сердито махал рукой... Дирижер отходил в сторону. Вообще, ходил Гиндес не быстро, довольно мелкими шажками, а в этот раз его вскинуло, взмыло. Авторитет его среди духовиков, теоретиков, народников, да и всех музыкантов Тулы был необычайно высок. Его уха побаивались, а, зная его острый язык, никто и не пытался противоречить, когда он делал свои колкие замечания, сжав губы в ехидную ниточку... Сурово став против оркестра, он выставлял вперед длинные руки, бегло оглядывал притихших музыкантов и вдруг совершенно неожиданно предлагал им страшно быстрый темп! Любо-дорого было наблюдать, как сбитые с толку оркестранты начинали сначала невпопад, нестройно, а потом, что называется, набирали ход и продолжали слитно и красиво.

Оркестр начинал звучать так, как будто состав сменился!

Было и по-другому. Иногда он деликатно советовал. Он подходил из зала прямо к рампе, ставил на неё локоть, одновременно делая знак приблизиться. Ты подходил, а он вполголоса или шёпотом, щадя твое самолюбие говорил: - Ты хорошо делаешь в этом месте, а в этом месте я бы сделал так…».


Г. Гиндес (в центре) с солистами Тульской филармонии Н. Сальковой и Г. Шеверёвым. Куликово поле, начало 2000-х годов.

Многие годы Гиндес преподавал в Тульском музыкальном училище имени А.С. Даргомыжского. Но уже с первых шагов своей музыкальной деятельности Генрих Гиндес стал хорошо известен в Туле и как композитор. Он - автор музыки к десяткам спектаклей Тульского академического театра драмы, Тульского театра юного зрителя, многочисленных оркестровых и инструментальных сочинений, романсов, песен.


Афиша спектакля «Два клёна», музыку к которому написал Г.С. Гиндес.

В 1990-е годы Генрих Гиндес много работал над аранжировками классических произведений для филармонических коллективов (ансамбля скрипачей, духового оркестра). Музыкант высокой культуры, обширных знаний, блестящий организатор, человек неутомимой работоспособности Генрих Гиндес – один из немногих в Советском Союзе военных людей, кто получил гражданское звание – «Заслуженный работник культуры».

Солист Тульской филармонии Яков Соловьев вспоминает: «Вообще Генрих Самойлович все делал необычно, неординарно – по-Гиндесовски, как мы говорили. Но главное: он к каждому человеку умел найти подход, нужные слова, в каждом видел личность – это помнится… Гиндес не шел на поводу у лукавого времени, когда в эфире звучали песни-однодневки про розы-грезы-слезы, а их исполнители катались по стране, собирая стадионы. Но именно тогда он придумал серию концертов «Тульские имена» и словно заново познакомил туляков с местными исполнителями: тогда прошли концерты Геннадия Шеверёва, Вячеслава Сладкова, Елены Романовой, Ларисы Деевой и мои… И проект удался, собирались полные залы зрителей – все, что задумывал Гиндес, удавалось… После того как Генрих Самойлович ушел из жизни, мы в память о нем подготовили программу «Книга рекордов Гиндеса»: про то, как этот удивительный человек с беспокойной душой умел создавать вокруг себя атмосферу творчества и вовлекать в нее всех желающих».

В рамках программы «Тульские имена», инициатором которой выступил Г.С. Гиндес в 1990-е годы, артисты и коллективы Тульской филармонии получили практически неограниченные возможности выступать на лучших концертных площадках перед самой взыскательной аудиторией, в присутствии опытнейших музыкантов, критиков, журналистов. Это дало импульс к неустанным творческим поискам, подготовке новых высокохудожественных программ. Со временем проект «Тульские имена» постепенно разрастался, им были охвачены не только артисты Тульской филармонии, но и московские артисты, начинавшие в Туле, к примеру, Вячеслав Невинный – бывший актер Тульского ТЮЗа, который праздновал на сцене Тульской филармонии 60-летие.

За период руководства Генриха Гиндеса коллектив филармонии представлял тульское искусство в Москве (в Концертном зале им. П. Чайковского, в музеях М. Глинки, А. Скрябина, Союзе композиторов, Доме журналистов), в Санкт-Петербурге, Брянске, Коломне, Калуге, Краснодаре, Волгограде, Воронеже, Липецке, Белгороде. Артисты филармонии гастролировали по городам России, а также по странам ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Таджикистан, Болгария, Германия, США, Италия, Франция).

Генрих Самойлович Гиндес считал, что Тульская филармония должна стать центром солидарности. «Мы должны особенно поддержать талантливых туляков, создать для них максимально благоприятные условия», - отмечал Генрих Самойлович в одном из интервью. «Гастролеры - это прекрасно, но должна же быть своя культурная жизнь в городе! И хорошо, когда создаются новые коллективы. Если они работают профессионально - это нужно приветствовать», - говорил директор Тульской филармонии Генрих Самойлович Гиндес.

В 1996 году большой группе артистов Тульской филармонии были присвоены почетные звания. Заслуженными артистами РФ стали В. Коробков, А. Куценко, Я. Нускольтер, А. Семин, С. Пудовочкина, В. Сладков, А. Фиалковский, Г. Шеверёв. В 1990-е годы в Тульской филармонии начинает свою работу музыковед (впоследствии кандидат искусствоведения, министр культуры Тульской области) Т. Рыбкина.


Музыковед Т. Рыбкина

В 1996 году под руководством И.А. Михайловского в Тульской филармонии создаётся Оперная студия, в этот период рождаются концертные постановки опер «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Русалка» А. Даргомыжского. Впоследствии художественным руководителем оперной студии становится Л. Деева, вернувшаяся в Тульскую филармонию в 1994 году.

В 1990-2000-е годы в Тульской филармонии активно развивается и эстрадное направление, в эстрадный отдел филармонии приходят певцы Н. Салькова, М. Гришин, С. Лукьянчиков, О. Мантуленко, появляются различные коллективы: ансамбль эстрадного танца «Млечный путь» (под руководством Е. Антроповой), группа «Гран-при» (под руководством Н. Шульдешова), инструментальная группа «Середина лета» (п/у гитариста и аранжировщика А. Симоновского), танцевальный ансамбль «Визави».


Афиша эстрадных артистов Тульской филармонии, 1990-е годы.

По инициативе и непосредственном участии Генриха Гиндеса в 1990-е годы был создан ряд новых филармонических коллективов: оркестр народных инструментов «Тула», духовой оркестр, ансамбль скрипачей, мужской вокальный ансамбль «Светоч», инструментальный ансамбль «Легенда», фольклорные ансамбли «Услада», «Ладушки» и другие, заново была создана Детская филармония. Многие их этих коллективов успешно работают в Тульской филармонии до настоящего времени.


Г.С. Гиндес с артистами Детской филармонии, начало 2000-х гг.