Изображения
Цвета
03 февраля 2017

50-е годы прошлого столетия, с момента появления в Тульской областной филармонии И.А. Михайловского, стали для неё «вторым дыханием». После периода затишья, вызванного безвременной кончиной В. Успенского, новый художественный руководитель Тульского государственного хора И. Михайловский смог вдохнуть новую жизнь в коллектив.

С новым руководителем коллектив не только сохранил свои достижения, но и вышел на новый уровень, привнеся в свой репертуар произведения больших форм, сложные для исполнения. Реквием В.А. Моцарта и Реквием Дж. Верди впервые исполнены хором в 1957-1958 годах. В следующий раз коллектив вернулся к их исполнению почти через 10 лет.

В 1950-е годы популярны лекции-концерты, столь горячо любимые В. Успенским, мастером этого жанра. До наших дней дошла лишь одна афиша лекции-концерта этого периода – посвященного Э. Григу. Лекцию вела Л.В. Горохова, а ее рассказ сопровождался музыкальными иллюстрациями в исполнении лауреата международного конкурса Л. Сосиной (рояль), лауреата Всесоюзного конкурса Н. Суховицыной (сопрано) и Г. Райхеля (скрипка), концертмейстер В.Н. Лазутина.


Мы уже писали о Валентине Лазутиной в одном из предыдущих очерков. Период 1950-70-х годов прошлого столетия Валентина Никитична называла «периодом расцвета», «своим творческим ренессансом». Еще в 1940-м году Валентина Никитична поступила в Московскую консерваторию (класс профессора Г.Р. Гинзбург), но музыкальное образование пришлось прервать – началась война. В 1954 году будучи уже опытной пианисткой, она поступила на заочное отделение РАМ им. Гнесиных (класс педагога А.В. Вицинского). Чуть позднее начинает преподавать в Тульском музыкальном училище им. А.С. Даргомыжского. В 1950-е она создает концертмейстерский класс и ведет класс специального фортепиано. На период 1950-70 годов приходится плодотворное творческое сотрудничество Валентины Лазутиной с талантливыми музыкантами: И.А. Михайловским, Г.С. Гиндесом и Г.З. Райхелем.

Григорий Захарович Райхель – талантливый музыкант и педагог, оказавший свое огромное влияние на музыкальную жизнь города. Его имя носит Тульская областная детская музыкальная школа, директором которой он являлся с 1959 по 1981 год. Григорий Захарович приехал в Тулу в 1943 году, чтобы работать солистом-скрипачом в Тульской областной филармонии. А спустя 13 лет, в 1956 году Григорию Райхелю удалось создать в городе симфонический оркестр, первое выступление которого состоялось в Колонном зале тульского Дома офицеров.

1950-е годы были ознаменованы для Тульского государственного хора плодотворным сотрудничеством с советским композитором и дирижером, народным артистом СССР Вано Мурадели. Вместе с известным композитором Тульский государственный хор под руководством И.А. Михайловского выступал и в Туле, и в столице.


Композитор Вано Мурадели и Тульский государственный хор

Показательным является выступление на творческом вечере Вано Мурадели в Концертном зале Центрального Дома Советской Армии имени М.В. Фрунзе в Москве в 1953 году. Авторский концерт был приурочен к XVII пленуму правления союза советских композиторов. Хор выступил с талантливыми солистами О.Н. Разумовским, О. Тезелашвили, А. А. Пазовской и М.П. Рыбой. Вскоре после этого концерта В. Мурадели напишет несколько произведений, первыми исполнителями которых станет Тульский государственный хор и его солисты: легендарный «Бухенвальдский набат» первой исполнила солистка хора Сильва Орлова.


Тульский государственный хор сотрудничал не только с композиторами первой величины, но и с композиторами-любителями. 27 февраля 1953 года в Колонном зале Дома офицеров состоялся 2-й отчетный концерт из произведений самодеятельных композиторов Тульской области, в котором приняли участие хоровые самодеятельные коллективы, солисты, а также Тульский государственный хор.


На 1950-е годы пришлась и активная гастрольная деятельность Тульского государственного хора. В эти годы коллектив посетил Ставропольскую краевую филармонию, выступил с концертами в Тбилиси, Кабардинской АССР, много раз посещал с концертами Москву.