Изображения
Цвета
23 января 2017
8 июля 1949 года состоялось одно из важнейших событий в истории Тульской филармонии – отчетное выступление Тульского государственного хора в Государственном оперном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 



В 8-м выпуске журнала «Советская музыка» за 1949 год в статье «Тульский областной государственный хор» Е. Лобачева пишет:
«Вызванный Комитетом по делам искусств при Совете Министров РСФСР, Тульский хор прибыл в Москву для того, чтобы отчитаться о проделанной работе перед музыкальной общественностью и дать ряд концертов в парках, на открытых сценах столицы. 
Программа отчетного концерта, состоявшегося в июле в помещении Государственного оперного театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, включала русские народные песни в обработках Копосова и Успенского, произведения Соловьева-Седого, Мурадели, Милютина, Хачатуряна и др., хоры русских и западных классиков – Мусоргского, Чайковского, Калинникова, Шумана. Уже самый подбор репертуара говорил о разнообразии и серьезности творческих исканий хора. 
Хорошо слаженное, стройное звучание, четкая подача текста, ясность исполнительских намерений – таковы положительные качества его исполнения. Артисты хора с увлечением реагировали на каждый жест своего дирижера – В.С. Успенского. В исполнении Тульского хора ощущается черты нового стиля, который мог возникнуть только в нашей стране, стиля, отличающегося оптимизмом, приподнятостью, вдохновенностью. Импонируют внешний вид хора и его манера держаться на сцене. Это хороший коллектив, делающий большое, нужное и полезное дело. Побольше бы таких хоров!» 

Сохранился протокол обсуждения, которое состоялось после выступления хора. Председателем был Шафранников В.Г. (начальник музыкальных учреждений Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР), на отчете присутствовали 157 человек, в том числе Тульский хор во главе с Успенским. Выступили композитор Копосов А.П., Целиковский В.С. (член Союза Советских композиторов), Успенский В.Д. (Московский дом народного творчества), Жданов Н.В. (Московская областная филармония) и др. Все выступающие отметили высокий профессиональный уровень хора, отметив, что таких хоров – единицы, что правильно сделал Комитет, вызвав их с творческим отчетом в Москву. Выступавшим особенно понравился задор исполнения, свой почерк хора, самобытность. Многие считали, что это происходит потому, что хор вышел из самодеятельности... Были сделаны и некоторые замечания. В частности, говорилось, что в репертуаре должно быть больше песен тульских композиторов и народных песен. 
Затем выступил Успенский. Он дал пояснения к выступлению, к замечаниям. В ответ на то, что громко звучала музыка, он сказал: «Концертмейстер у нас очень талантливый человек, но когда мы стали на эстраду, то безумно страшно нам стало этого большого зала, и я приказал инспектору открыть крышку рояля. Этим объясняется большое звучание инструмента». Далее он говорил, что они взволнованы этой встречей, радушием и теплом и пожал руки членам Президиума и всем выступавшим. 

Это было последнее выступление хора с руководителем В.С. Успенским – вечером того же дня его не стало. 

Вторая половина 40-х – начало 50-х годов ознаменовались для филармонии торжеством академизма. В составе филармонии два ведущих коллектива – Тульский государственный хор и Симфонический оркестр тульской филармонии. 



Интересны афиши и рекламные листовки того времени. 






В течение последующих трех лет после смерти В.С. Успенского у Тульского государственного хора сменилось несколько руководителей, но именно с приходом И.А. Михайловского открылась новая глава в истории хора и Тульской филармонии…