Изображения
Цвета
10 января 2017
В память о деятельности Владимира Семеновича Успенского, человека большой культуры и громадной эрудиции, основателя Тульского государственного хора, музыкального просветителя, преподавателя, у входа в Тульскую областную филармонию установлена мемориальная доска с надписью: «В Тульской областной филармонии с 1944 по 1949 годы работал Успенский Владимир Семёнович (1902 – 1949) – организатор и художественный руководитель Тульского государственного хора».



Музыковед, ведущий симфонических концертов на эстраде Тульского парка Культуры и отдыха, которые собирали огромную аудиторию и хорошо запомнились тулякам в 1930-1941 гг., преподаватель Тульского музыкального училища, В.С. Успенский считал долгом всей своей жизни научить людей счастью общения с музыкой и занимался этим подвижнически и вдохновенно. Успешно сотрудничал В.С. Успенский с областной газетой «Коммунар», занимался редактированием музыкальных передач Тульского радио. Одна из его статей «Забытый самородок» воскресила имя изобретателя тульской хроматической гармоники Николая Ивановича Белобородова. 
В октябре-ноябре 1941 года В.С. Успенский, занимая должность музыкального редактора тульского радиокомитета, внес большой вклад в оборону города-героя Тулы. В тяжелые осадные дни осенью 1941 года, когда областная газета не выходила, работу радиокомитета организовывал В.С. Успенский – единственный оставшийся из всех сотрудников радиокомитета в осажденном городе. 



Ежедневно он шел пешком в радиостудию, которая находилась в 6 км от центра Тулы, и с городской окраины в городских репродукторах раздавался его голос: «Внимание! Внимание! Говорит Тула!..». Поэтому туляки называли его «наш Левитан». Он передавал сводки Совинформбюро, вести с переднего края обороны города, вселял в сердца защитников города и оставшихся жителей уверенность в победе, призывал трудиться на помощь фронту. 



Помимо официальных сообщений и новостей транслировались и литературно-музыкальные передачи. В газете «Коммунар» от 1 ноября 1944 года есть заметка, в которой значится, что в конце октября 1944 г. в Туле начал свою работу музыкальный лекторий, организованный Тульской областной филармонией. Дать слушателям представление о наиболее значительных явлениях отечественного и западноевропейского музыкального искусства – вот, что являлось задачей этого лектория. Первую лекцию «Истоки русского национального искусства» прочитал В.С. Успенский. 


В.С. Успенский в радиокомитете, 1934 г.

Возглавляемые В.С. Успенским концертные бригады выезжали в воинские части и госпитали. В 1944 году В.С. Успенскому было предложено возглавить Тульский хор, созданный С.Н. Степановым вначале как народный хор. В короткое время этот коллектив превратился в академический. Владимир Семенович в короткое время довел мастерство исполнения до высшей ступени хорового пения – «а капелла», и в 1946 году коллективу было присвоено звание государственного. С 12 июня 1947 года на основании распоряжения Совета Министров СССР был отнесен ко второй группе музыкальных коллективов республиканского значения. 
В архивных материалах В.С. Успенского, хранящихся с 2010 года в фонде Тульской областной универсальной научной библиотеки, сохранился листок со словами и нотами «Песни о Туле», написанной В.С. Успенским, вероятнее всего, в годы войны: 

Песня о Туле 
Тула честно Отчизне служила 
От петровских до наших времен. 
И не раз она в бой выходила 
Защищать честь российских знамен. 
Ныне снова, припомнив былое, 
Туляки – внуки славных бойцов, 
Грудью встали за дело святое – 
Отстоять древний город отцов. 
Припев: 
Доблестью и славой, 
Честью величавой 
Ты – кровная сестра Москвы. 
Тула родная! 
Кузница стальная! 
Мы в песнях славим подвиги твои.
 
Защищая свой город родимый, 
За Отчизну дрались туляки. 
За Москву – нашу мать и святыню, 
В битву смертную шли их полки. 
Подлый враг нам грозил окруженьем, 
Гибель верную всем предрекал. 
Но не дрогнул в боях оружейник 
И свой город врагу не отдал. 

Теплым Сталинским словом согретый, 
Верный клятве своей боевой, 
Он кует нам оружье победы, 
Славный город наш, город-герой. 
Минут грозы войны всенародной. 
Снова в жизнь нашу счастье придет. 
Вместе с Родиной, сильной, свободной 
И наш город родной расцветет. 


Фрагмент рукописи нот «Песни о Туле» с автографом В.С. Успенского. 

Немало сделал В.С. Успенский и как преподаватель теории музыки в трудные дни обороны для сохранения музыкальной школы и училища, чтобы не дать погаснуть огоньку музыкального образования в городе Туле. 
В.С. Успенский записывал старинные песни Тульской области и обрабатывал их для хора. В журнале «Огонек» за март 1954 года опубликована статья Л. Кравченко и О. Кнорринг «У нас в Веневе», где авторы пишут следующее: «В Тульской области нередко встречаются очень интересные находки. Уже после войны бывший руководитель Тульского государственного хора Владимир Семенович Успенский записал у старушки-колхозницы чудесную старинную песенку «Ваня-сиротинка». Была она лирическая и грустная. Успенский обработал её, положил на четыре голоса. Песню с огромным успехом исполнял Тульский государственный хор». 


Руководители и солисты Тульского хора в редакции газеты «Коммунар». 
1 ряд: директор хора В.В. Владимиров, руководитель и дирижер В.С. Успенский; 
2-й ряд: Ю. Баташова, Т. Крапинцева, К. Соколова; 3-й ряд В. Заревский, В. Тихомиров, 
В. Леонов, хормейстер Б.Ф. Косогор, И. Горячев, Г. Церре. 
Фото Хорвачева. 

В 2002 году, к 100-летию со дня рождения В.С. Успенского, газета «Тульские известия» опубликовала статью его ученицы, заслуженного работника культуры Зои Дмитриевой, написанной с глубокой признательностью, душевностью и любовью к своему Учителю. Вот строки этой статьи под названием «Прекрасны были души его порывы...»: 
«Большим горем для туляков была его безвременная кончина. Трагедия эта случилась в час его творческого торжества. В июле 1949 года комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР пригласил Тульский государственный хор на творческий отчет. Концерт прошел с большим успехом. Обсуждая выступление туляков, композиторы, музыковеды, деятели культуры были единогласны в высокой оценке хора и той работы, которую провел с ним его художественный руководитель и дирижер. Владимир Семенович начал свое ответное слово, и оно тут же оборвалось... Туляки прощались с В.С. Успенским солнечным июльским днем. Трудно было смириться с такой невосполнимой утратой, и слезы можно было увидеть не только на глазах женщин, но и некоторых мужчин. Люди шли и шли за гробом, который несли на руках от здания музыкального училища на Тургеневской улице до Всехсвятского кладбища. 
Скорбное шествие было так многолюдно, что походило на демонстрацию. Да оно и в самом деле было демонстрацией глубокой признательности, уважения и любви к тому, кто подарил им счастье слушать и понимать музыку разумом, сердцем, душой». 


Похороны В.С. Успенского, г. Тула, ул. Тургеневская, июль 1949 г. 

Стихи из записной книжки В. С. Успенского, записанные его рукой. 
Автор неизвестен. 
От партитуры он поднял свое лицо, 
И стеклышки пенсне зажглися и блеснули. 
Оркестр под взглядом смолк. 
И быстрых глаз кольцо 
На руки и пюпитр с тревогою взглянули. 
Сквозь полумрак белей блестящий лоск манжет, 
Изящней плети рук, и профиль резче, строже, 
И золотых волос темней и ярче цвет, 
И ярче в темноте бордюром блещут ложи. 
От лампы с колпачком лицо его белей, 
Синее синий мрак за нотною страницей, 
И бархат дальних лож темнее и алей 
С блестящей в полумгле биноклей вереницей. 
Он опустил глаза на длинных строчек ряд, 
Спокоен и высок. И ждал, чтоб стихли звуки. 
И, наклоняясь слегка, оркестру бросил взгляд, 
И твердо и легко над залой поднял руки. 


Текст выступления В.С. Успенского (рукопись) и его дирижерская палочка.