Изображения
Цвета
Основоположник венской оперетты
18 апреля 2024
18 апреля исполняется 205 лет со дня рождения австрийского композитора и дирижера Франца фон Зуппе (имя при рождении – Франческо Эцекьеле Эрменеджильдо, кавалер Зуппе-Демелли).


Франц фон Зуппе — основоположник венской (австрийской) оперетты. В своем творчестве он сочетает некоторые достижения французской оперетты (Оффенбаха) с традициями чисто венского народного искусства — зингшпиля, «волшебного фарса». Музыка Зуппе соединяет в себе щедрую мелодику итальянского характера, венские танцевальные, особенно вальсовые, ритмы. Оперетты его отличаются великолепно разработанной музыкальной драматургией, яркой характеристичной обрисовкой действующих лиц, разнообразием форм, приближающихся к оперным.
Предки Франца фон Зуппе по отцу были выходцами из Бельгии, обосновавшимися в итальянском городе Кремоне. Уже в раннем детстве будущий музыкант показал незаурядное музыкальное дарование. Играл на флейте, с десяти лет сочинял несложные пьесы. Семнадцатилетним юношей Зуппе написал Мессу, а через год — свою первую оперу «Виргиния». В это время он живет в Вене, куда переехал вместе с матерью в 1835 году, после смерти отца. Здесь он занимается у С. Зехтера и И. Зейфрида, позднее знакомится с известным итальянским композитором Г. Доницетти и пользуется его консультациями.
Поворот в судьбе Зуппе наступил в 1840 году, когда Франц Ксавер Покорны пригласил его стать дирижёром венского Театра в Йозефштадте. С этого времени Зуппе работает дирижером и театральным композитором в Вене, Пресбурге (ныне Братислава), Оденбурге (ныне Шопрон, Венгрия), Бадене (близ Вены). Он пишет бесчисленное количество музыки для различных спектаклей, но время от времени обращается к крупным музыкально-театральным формам. Так, в 1847 году появляется его опера «Девушка в деревне», в 1858 году — «Третий параграф». Через два года Зуппе дебютирует как опереточный композитор одноактной опереттой «Пансионат». Пока еще это лишь проба пера, как и следующая за ней «Пиковая дама» (1862). Но третья одноактная оперетта «Десять невест и ни одного жениха» (1862) приносит композитору европейскую известность. Следующая оперетта, «Веселые школяры» (1863), основана полностью на венских студенческих песнях и тем самым является своего рода манифестом венской опереточной школы. Далее появляются оперетты «Прекрасная Галатея» (1865), «Легкая кавалерия» (1866), «Фатиница» (1876), «Боккаччо» (1879), «Донья Жуанита» (1880), «Гасконец» (1881), «Сердечный друг» (1882), «Матросы на родине» (1885), «Красивый мужчина» (1887), «Погоня за счастьем» (1888).
Лучшие из произведений Зуппе, созданные на протяжении одного пятилетия, — «Фатиница», «Боккаччо» (неоднократно экранизировалась впоследствии) и «Донья Жуанита». 
В конце жизни Зуппе стал уделять больше внимания созданию классической и духовной музыки. Работая дирижером почти до последних дней жизни, Зуппе на склоне лет почти не писал музыки. 
Всего Зуппе написал более двух тысяч разных произведений, среди его сочинений — тридцать одна оперетта, Месса, Реквием, несколько кантат, симфония, увертюры, квартеты, романсы и хоры.
Еще при жизни композитора его известность вышла за пределы Австрии, он с успехом гастролировал в Париже, Брюсселе, Германии и Италии, был приглашен посетить первый Байройтский фестиваль в 1876 году. Франц Зуппе стал первым венским композитором в жанре оперетты, чьи произведения до сих пор сохранились в качестве жизнеспособных сценических партитур и популярных увертюр.

По материалам belcanto.ru и других открытых информационных источников.