Изображения
Цвета
Композитор архитектурных форм
29 мая 2022

К 100-летию со дня рождения Яниса Ксенакиса 

29 мая исполняется 100 лет со дня рождения французского композитора и архитектора греческого происхождения, одного из лидеров современной Новой музыки и концептуализма в архитектуре, создателя стохастической музыки Яниса Ксенакиса.

scale_2400.jpg

Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощрённой сложностью, — и в отношении письма, и в отношении исполнения. Например, пьесу «Anaktoria» ансамбль I’Octour de Paris всегда помещает в конец концертной программы – после ее исполнения у музыкантов немеют пальцы. Тем не менее сегодня Янис Ксенакис — исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке.

Ксенакис выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук (в частности, теории вероятности).

Он одним из первых стал использовать компьютеры и математический подход в композиторском искусстве, стал инициатором светомузыкальных представлений — политопов и разработал идею «стохастической» музыки. По его словам, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем–то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

Первое серьёзное произведение Ксенакиса — симфоническая пьеса «Metastasis» (Перемещение, 1954). Кстати, большинство произведений Ксенакиса носят греческие названия. Пьеса начинается скандально знаменитым глиссандо — медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются... Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии — это рёбра жёсткости.

К своих статьях Ксенакис критиковал доктрину пуантилистического сериализма, популярную тогда среди авангардистов музыкальную теорию. Написав статью «Кризис серийной музыки», Ксенакис восстановил против себя весь европейский авангард. Свою мысль Ксенакис формулировал так: «Линеарная музыка сама себя разрушает своей сложностью, которая не позволяет слуху следить за сплетением линий, приводя в качестве макроскопического результата к бессмысленному и произвольному разбросу звуков на весь диапазон спектра».

Взамен Ксенакис предлагал свою философию: «Представьте себе огромную толпу возмущённого народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведёт себя как единое целое, толпа дышит, растёт, движется. Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?». Да, утверждал Ксенакис. Параметры отдельных звуков не имеют особого значения. Если слушатель воспринимает какой-то пассаж пьесы в качестве аморфного облака, то композитор так и должен его сочинять в виде аморфного облака, ориентируясь не на звучание отдельных микрозвуков, а на общий эффект, который вполне можно создать, прибегнув к математическим методам.

Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg», «Antikhthon», а также произведения для оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он выступил инициатором светомузыкальных представлений (политопов) — концертов для симфонического оркестра, хора и электронных звуков, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов (им же самим и спрограммированных).

Российский музыкальный критик, журналист и композитор Петр Поспелов высказался о творчестве Яниса Ксенакиса так: «На первый взгляд, в музыке Ксенакиса ничего не изменилось. Она сохраняет ту же жесткость, терпкость, категоричную ясность рисунка; ей присуща выразительность стальной конструкции, и в то же время радость грубого осязания живых тканей, сложно устроенных текстур. Как никто другой из авангардистов, за исключением разве что Вареза, Ксенакис смог привнести в звуковую область ощущения плотности и тяжести, тепла и холода, трения и рикошета. Он изобрел большую часть ставших теперь типовыми приемов авангардной инструментальной игры. Рассчитывая на ЭВМ «стохастическую» структуру своих опусов, Ксенакис разбудил в музыке дыхание доисторической природы и сделал мир ненасытно прожорливым к звуку; его творчество явило собой альтернативу музыке пауз, тишины, среды и атмосферы».

 

По материалам muzprosvet.ru, musicseasons.org и других открытых информационных источников.